"Владимир и Рогнеда" - первая картина в русском искусстве, созданная на национально-историческую тему. За нее художник получил звание академика.
Художник изображает момент, когда новгородский князь Владимир, убив полоцкого князя, стремительно войдя в покои княжны Рогнеды, сражен ее красотой. Он смущен своей жестокостью. На лице Владимира растерянность, жесты рук и поза изображают раскаяние в содеянном. В образе Владимира соединены любовь и деспотизм.
Взволнованность героев, изображенных в центре, на первом плане, передают патетика в выражении лиц и жестов рук, динамичный наклон голов и торсов. Для усиления эффекта драматизма переживаний Владимира и Рогнеды им противопоставлены тихая покорность прислужниц княжны и холодное любопытство воинов князя. В театрально-условном характере картины, полной патетики проявились черты стиля классицизма.
Художник стремится к ясности и величественности композиции. Он отказывается от пышных драпировок, арок и античной одежды.
Стремясь показать национальный характер персонажей, Лосенко одевает их не в античные одежды, как это было принято, а в условные. В таких одеждах в то время трагические герои появлялись на театральной сцене. Правда одна из прислужниц Рогнеды одета в русское платье, с шитой жемчугом повязкой на голове, ее волосы заплетены в косу.
Рисунок в картине, как того требовала академическая живопись, безупречен. Цвет носит локальный характер (не перетекая в другие цвета). Объемность фигур достигается разработкой светотени; цвета, используемые художником: красные, оливковые, темно-коричневые, серые. |