Требования к естественному освещению: - достаточное; - равномерное.
Выделяют факторы:
1. не зависящие от человека: - время года; - длительность дня; - погода
2. зависящие от человека: - количество окон; - степень чистоты окон; правильность их расположения; - наличие затемняющих объектов - деревья, здания.
Оценка естественного освещения.
1. КЕО - коэффициент естественной освещенности - отношение освещенности внутри помешения горизонтальной поверхности к освещенности горизонтальной поверхности на улице и умноженное на 100%. Норма для учебного класса - не менее 1,5% (в люксах определяется освещенность люксомером)
2. СК - световой коэффициент - отношение застекленной поверхности окон (всех) к площади пола. Норма = 1:5 - учебные комнаты; 1:8 - жилые комнаты.
3. КЗ - коэффициент заглубления - высота верхнего края окна до пола к глубине помещения (от окна к противоположной стороне). Норма = 1:2 (не больше).
4. угол падения (нормирование глубины). Не менее 27*. Чем дальше от окна, тем он больше.
5. угол отверстия - показывает какая часть небосвода освещаеьт данную комнату. Не менее 5*. Определяет затемненность другими объектами.
Требования к исскуственному освещению: - равномерное, - достаточное, - не должно создавать резкие тени и бликости.
2 вида:
1. лампы накаливания
2. люминесцентные лампы
Преимущества (2) над (1):
1) спектр близок к естественному
2) источник холодного света, нет нагревательного эффекта
3) не имеет большой яркости
4) не дает резких теней
5) их применение и оборудование в 2-2,5 раза дешевле и более экономнее в плане поглощения энергии
Лампы накаливания. Достаточность и равномерность освещения достигается за счет: - мощности; - количества световых точек; - высоты подвеса; - типа светильника.
Типы светильников:
1. дающие равномерный свет (рассеянный) - молочный шар (много поглощают света, отрицательные: нужно 12-14источников на 50мг, плохо чистятся, редко используются)
2. дающие полностью или преимущественно отраженный свет:
1) лампа Люцета - матовое стекло, неполностью закрыта, прямых лучей нет, есть рассеянные, нужно 12 штук на класс, в зависимости от мощности.
2) кольцевые светильники
- СК=300, мощность 300Вт (7-8 точек) - 5 колец, окрашенных в белый цвет, дает преимущественно отраженный све
- КСО-1 - полностью отраженный - 2 кольца и лампа, прикрытая чашей (7-8 точек)
- КС-1 - 2кольца, лампа в зеркальной колбе (10 точек)
Люминесцентное освещение.
Типы люминесцентных ламп:
1) ЛБ (лампы белого света). Есть ЛД - дневного света - нельзя, т.к. много нагреваются.
2) ЛХБ - холоднобелого
3) ЛТБ - теплобелого
4) ЛЕ - естественного света. Мощность: 36, 40, 65, 80Вт
Выпускаются лампы:
1) ШОД 2-40 - школьный общий диффузный, содержит 2 лампы или Р=40Вт, подвесного типа
2) ЛСО - люминесцентный подвесной общего освещения
3) ЛПО - потолочный, неподвесной общего освещения, имеет различные формы
4) ЛПР - потолочный, полностью закрытый, рассеянный свет, 2-4 штуки в каждом.
Нормирование исскуственного освещения
ЛЛ ЛН
классные комнаты 300лк 150
комнаты черчения 500 300
групповые комнаты 200 100
Если нет прибора, то определяют удельную мощность (Р) лампы (Вт/м2)
Все лампы: по Р подсчет на S м2:
в классах: ЛН 21-23 Вт/м2
ЛН 42-46 Вт/м2
групповые комнаты (детский сад): ЛЛ 15-18 Вт/м2
ЛН 30-36 Вт/м2 |