Алкоголизм как медико-социальная проблема
Динамика распространения пьянства и алкоголизма в отдельных странах существенно различается. Есть страны, где уровень потребления алкоголя стал снижаться, - это Франция, Великобритания, Япония, Норвегия и др. Тенденция к росту потребления алкоголя отмечается в Венгрии, Бельгии, Австрии, Чехии, Канаде, США, Ирландии.
В России в настоящее время потребление алкогольных напитков на душу населения только из «государственных ресурсов» составляет 7,57 л. Значительный удельный вес при потреблении составляет неучтенный алкоголь. В сумме учтенного и неучтенного алкоголя на душу населения приходится около 15 л.
ВОЗ установлено, что в настоящее время в мире живут 140 млн. лиц, страдающих алкогольной зависимостью, и 400 млн. людей злоупотребляют алкоголем, причем 78% алкоголиков не лечатся.
Под алкоголизмом следует понимать хроническое психическое заболевание, характеризующееся патологической (вне ремиссии) потребностью организма человека в алкоголе.
Пьянство - систематическое чрезмерное употребление алкоголя, характеризующееся не болезненным пристрастием человека к нему.
Борьба с алкоголизмом - это проблема медицинская. Борьба с пьянством - это проблема в большей степени социальная.
В России в 2001 г. под диспансерным наблюдением по поводу алкоголизма и алкогольных психозов состояло более 2 млн. человек, первично было зарегистрировано и взято на диспансерный учет более 200 тыс. человек.
Злоупотребление алкоголем является основной причиной предотвратимой смертности (алкоголь является причиной 25 % всех смертей), многих заболеваний, несчастных случаев и травм.
Специальные исследования показали, что у нас в стране злоупотребляют алкоголем 10-15 % трудоспособного населения. Рост алкоголизации населения с 90-х годов обусловлен следующими причинами:
1. социально-экономической нестабильностью в обществе;
2. повышением доступности и наличием относительно низких цен на спиртные напитки;
3. реорганизацией наркологической службы (ликвидацией лечебно - трудовых профилакториев и наркологических кабинетов на предприятиях, т.е. учреждений, деятельность которых была основана на принудительном привлечении больных алкоголизмом к лечению);
4. снижением интереса государства к решению проблем, порождаемых пьянством и алкоголизмом.
На фоне роста распространенности пьянства и алкоголизма среди населения наблюдается рост алкоголизации женщин, детей и подростков. Число детей с впервые в жизни установленным диагнозом алкоголизма и поставленных на диспансерный учет за период с 1995 по 2000 гг. возросло в 1,5 раза, подростков — в 1,3 раза.
Сегодня из 1000 подростков ежегодно 5 ставятся на диспансерный учет в связи со злоупотреблением алкоголем.
Злоупотребление алкоголем может вызвать:
- нарушения здоровья, включая несчастные случаи и увечья, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания печени и алкогольные психозы т.д.
- социальные проблемы, включая преступность, жестокость, разрушение семьи, отставание в учебе, проблемы на работе, самоубийства и т.д.
Проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем можно объединить в три группы.
1. Проблемы для пьющего:
- последствия острого алкогольного опьянения (снижение самоконтроля, агрессивность, несчастные случаи и т.д.);
- отравления алкоголем (только в 2001 г. от случайных отравлений алкоголем погибло более 40 тыс. человек);
- последствия длительного употребления алкоголя (риск ряда заболеваний, снижение умственных способностей, преждевременная смерть).
2. Проблемы для семьи пьющего: ухудшение взаимоотношений в семье; педагогическая запущенность детей и т.д.
3. Проблемы для общества: нарушения общественного порядка; преступность; рост числа заболеваний с ВУТ; инвалидизация; экономический ущерб.
Профилактика алкоголизма.
При осуществлении антиалкогольной политики предпочтение должно отдаваться мерам профилактического, культурно-воспитательного и образовательного характера, направленным на разумное и осознанное ограничение потребления алкоголя. Успех может быть обеспечен созданием в стране широкой социально-экономической и правовой системы профилактики пьянства и алкоголизма, эффективного механизма управления этой системой и координации антиалкогольных усилий различных государственных органов, социальных институтов и общественных организаций.
При этом профилактику следует понимать не только как антиалкогольное воспитание и образование, но и как систему политических, экономических, образовательных, оздоровительных, организационных и административных мер и программ, направленных на создание в обществе условий, способствующих достижению оптимально приемлемого уровня потребления алкоголя и минимизации негативных последствий его потребления.
Профилактика включает в себя:
1) антиалкогольное воспитание;
2) контроль за оборотом алкоголя;
3) помощь всем проблемным потребителям спиртного.
Приоритетные направления профилактики:
1. Усиление государственного контроля в области производства и оборота алкогольных напитков.
Необходимо усилить контроль со стороны государства за производством и продажей этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, алкогольных напитков и спиртсодержащих растворов.
Внедрить систему более жестких мер экономической, административной и уголовной ответственности за нелегальное производство и реализацию спиртных напитков, их фальсификацию, за несоблюдение норм и правил производства и реализации алкогольной продукции, за самогоноварение с целью сбыта, а также за нарушение законодательных ограничений на рекламу алкоголя.
Устранить с рынка наиболее токсичные разновидности алкогольных напитков, в частности, приготовленные с использованием спирта из непищевого сырья, вызывающие отравления, поражения внутренних органов и способствующие быстрому развитию зависимости от алкоголя.
2. Формирование атмосферы общественного осуждения пьянства.
В решении этой задачи внимание государства, органов культуры и образования, средств массовой информации должно быть сосредоточено в первую очередь на настойчивом культивировании тех ценностей, которые, при условии их реализации, могут способствовать утверждению здорового образа жизни.
Необходимо изменить концептуальную основу массовой воспитательной и просветительной антиалкогольной работы.
Нужно создавать систему раннего предупреждения злоупотребления алкоголем для детей и подростков с широким использованием в этих целях системы учреждений дошкольного и школьного воспитания, с организацией в них соответствующих психолого-педагогических служб.
3. Усиление социального контроля за лицами, чье поведение ведет к нарушениям норм морали и права.
В этой связи представляется целесообразным:
- пересмотр действующего законодательства об ответственности за административные правонарушения, связанные с алкоголем;
- повышение ответственности администрации на предприятиях различных форм собственности за проведение профилактической работы с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками, организацию системы помощи им на рабочих местах с принятием мер, обеспечивающих экономическую заинтересованность предприятий в такой деятельности;
- введение комплекса жестких норм ответственности родителей, приобщающих несовершеннолетних детей к пьянству, а также лиц, продающих спиртные напитки несовершеннолетним;
- совершенствование административно-правовых и воспитательных мер, применяемых к лицам, управляющим транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, а также обеспечение объективизации экспертизы алкогольного опьянения.
4. Создание эффективной, материально обеспеченной системы наркологической помощи населению.
Для этого необходимо признать алкоголизм социально значимым заболеванием и разработать новую концепцию наркологической помощи, предполагающую широкое использование немедицинских (психотерапевтических, психологических, социальных) методик работы с больными. |