Количество университетов в России в скором времени сократится почти в восемь раз: с 383 до 50. Об этом официально объявило руководство Минобрнауки на Всероссийском собрании научно-педагогической общественности, проходившем 26—27 ноября в Белгородском госуниверситете
«50 университетов — оптимальное количество для страны, — заявил заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов, открывая Всероссийское собрание научно-педагогической общественности в Белгороде. — В советское время было 625 вузов, сейчас — свыше трёх тысяч вместе с филиалами. Но нельзя сказать, что с увеличением количества улучшилась эффективность вузов. Напротив. Качество высшего образования в среднем по России упало». Зампред правительства констатировал «слабое присутствие высшей школы в науке» — только каждый восьмой вуз занимается научными разработками — и «перекосы в системе подготовки специалистов». Правительство, подытожил Сергей Иванов, поддерживает Министерство образования в реформировании вузовского сектора.
400 ректоров и проректоров ведущих вузов России, съехавшихся в Белгород со всей страны, выслушали приговор сдержанно-спокойно. В общем-то, о сокращении количества университетов министр Андрей Фурсенко объявил ещё летом (к слову, на заседании он только присутствовал, но не выступал). Общие положения реформы в принципе уже согласованы, осталось уточнить конкретные детали.
Кого и за что будут сокращать
По словам заместителя министра образования и науки РФ Александра Хлунова, реструктуризация пойдёт по трём направлениям.
Некоторые вузы по итогам аттестации лишатся лицензии на образовательную деятельность и будут попросту ликвидированы — такая судьба ожидает те учебные заведения, которые не соответствуют более чем 30 процентам аккредитационных показателей.
Если вуз не отвечает 10—30 процентам аккредитационных показателей, он должен будет либо присоединиться к более сильному университету того же профиля, войти в «вузовский холдинг», либо отказаться от претензий на подготовку студентов-магистров и выпускать только бакалавров — академических или технических.
За теми вузами, которые оказались на грани, то есть не соответствуют 10 процентам показателей, Минобразования намерено установить наблюдение. «В течение одного-двух лет для них будут устраиваться внеочередные аттестационные мероприятия, в случае если замечания останутся, будет реализован второй сценарий», — пообещал Александр Хлунов.
В итоге всех преобразований система высшего образования России будет представлять собой пирамиду, верхушку которой составят федеральные университеты, среднюю часть — национальные исследовательские университеты, а основание — все остальные высшие учебные заведения.
Федеральные университеты будут готовить элиту, обеспечивать кадрами и научными разработками комплексное социально-экономическое развитие важнейших регионов страны. Национальным исследовательским университетам предстоит готовить кадры для высокотехнологичных секторов экономики. Пока в пилотном проекте участвуют МИФИ и МИСиС. Статус исследовательского» (таких университетов будет порядка 15 на всю страну) вуз сможет получить только по итогам конкурса. При отборе вузов будут придерживаться жёсткого принципа «деньги и статус в обмен на обязательства», подчеркнул замминистра образования. Объём финансирования пока неизвестен. Но к вузам, претендующим на звание национальных исследовательских, предъявляются серьёзные требования: они должны иметь программу развития на ближайшие 10 лет, кооперировать с научными организациями и сами вести исследовательскую работу, завоевать международное признание как научные и образовательные центры, а также сформировать инновационный пояс и выстроить систему коммерциализации научных результатов.
Справка STRF:
Система высшего образования России представлена сегодня 383 университетами, 221 академией и 825 институтами, количество филиалов превышает 2200. Господдержка, предназначенная исследовательским вузам, будет направляться на приобретение оборудования и поддержку преподавателей, в том числе на повышение квалификации и переподготовку.
Чтобы навести порядок
«Когда мы говорим, что останется 50 университетов, это не означает, что все остальные закроются», — несколько успокоил собравшихся руководитель Федерального агентства по образованию (Рособразования) Николай Булаев. В середине 1990-х годов практически любой руководитель образовательного учреждения мог пролоббировать для него статус «университета», чем многие и воспользовались. Сегодня, по словам г-на Булаева, речь идёт о том, чтобы вернуть понятию «университет» первоначальное значение. В законе о высшем и послевузовском образовании говорится, что университет — это образовательное учреждение, которое ведёт фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру наук. «Так что, если кто-то хочет выдавать университетский диплом, пожалуйста — подтверждайте университетский статус, интегрируйтесь с сильными вузами, создавайте региональные кластеры», — предложил руководитель Рособразования.
Те вузы, которые отвечают предъявляемым аккредитационным показателям, получат университетский статус. Те, кто не отвечает, — могут называться «институтом» или даже «академией». Руководитель Рособразования сказал, что не видит в этом никакой трагедии, и ректорам не советует. Дело в том, что по закону все вузы равноправны: университеты, академии и институты финансируются по одним и тем же стандартам, так что университеты не получают финансовых преимуществ.
«Надо понять и адекватно отреагировать на предложения по реструктуризации вузовского сектора, — добавил Николай Булаев. — Никто никого не собирается дискредитировать. Просто наводится порядок. Надеюсь, что в скором времени шок пройдёт, и начнётся работа в штатном режиме».