Мышление – это форма познавательной деятельности, II ступень познания (логическая). Это обобщенное, опосредованное отражение действительности в ее закономерных и наиболее существенных связях и отношениях.
Благодаря мышлению познавательные способности человека расширяются, он познает сущность предметов.
У здорового человека мышление опирается на ощущение ,восприятие и представление, оно также тесно связано с практикой (без нее оно становится нелогичным). Мышление тесно связано с речью, поэтому, когда оценивают речь, обращают внимание на:
1). Содержательность речи
2). Ее понятность
3). Выразительность речи
4). Воздейственность речи.
Расстройства мышления
I. НАРУШЕНИЯ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ:
1). Искажение процессов обобщения:
а). Символика – замена 1 понятия другим, которое становится символом первого). Символические мысли часто сопровождаются соответствующими рисунками и речью.
б). Неологизмы – новые слова, которые больные придумали. Может быть даже свой язык – криптолалия.
2). Нарушение динамики мыслительной деятельности (непоследовательность суждений или инертность мышления):
а). Возбужденность мышления – больные быстро и громко говорят, сыплют остротами и образными выражениями, сочиняют экспромтом стихи, но при этом перескакивая с 1 темы на другую (как ребенок), отвлекаются на случайные раздражители.
При этом преобладают внешние ассоциации (а не смысловые, как в норме):
- ассоциации по созвучию (запор-топор),
- ассоциации по контрасту (запор-понос),
- ассоциации по смежности (называют рядом расположенные предметы).
У данных больных характерна необычайная откровенность.
б). Скачка идей (маниакальная бессвязность мышления) – мысли вихрем проносятся в голове (язык за ними не поспевает – поэтому речь бессвязная),
в). Заторможенность мышления – больные говорят медленно, тихо, с трудом подбирая слова (олигофазия). Крайняя степень – мутизм (молчание).
г). Вязкость мышления (патологическая состоятельность, лабиринтное мышление) – больные застревают на незначительных деталях, характерна непродуктивная многоречивость.
д). Персеверация мышления – “топтание на месте”.
3). Нарушение целенаправленности мышления:
- особенно характерно для шизофрении.
а). Резонёрство (смысловая опухоль, болезненное мудрствование) – рассуждения ради рассуждения: длинные, не приводящие к раскрытию мысли.
б). Разорванность мышления (шизофреническая бессвязность) – возникает на фоне неизмененного сознания: речь грамматически правильна, но непонятна, т.к. сочетается несочетаемое (“я еду верхом на доме”) – это носит название шизофазия. Другой вариант – когда слова бессвязны.
в). Соскальзывание мыслей – может быть компонентом разорванности мышления. Больной начинает говорить нормально, а затем вдруг “соскальзывает” на другую тему.
г). Насильственное мышление – мысли становятся неуправляемыми (как бы чужими). Бывает 2 видов:
- Ментизм (насильственный наплыв мыслей),
- Шперрунг (мысли как будто пропадают). Часто возникает при синдроме Кандинского–Клерамбо.
II. НАРУШЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МЫШЛЕНИЯ:
1). Бредовые идеи:
Это признак психоза – относительно стойкие, то более, то менее нелепые абсурдные идеи, которые возникают на фоне болезненно измененной психики. Носят ошибочный характер, не поддаются коррекции и не соответствуют социально-культурным установкам человека. Нужно дифференцировать от религиозных убеждений и суеверий.
По степени систематизации бредовые идеи делят на:
- систематизированные (чаще при хронической патологии),
- несистематизированные (при острой патологии) – носят непоследовательный характер, обоснование может отсутствовать. Сопровождается яркими эмоциональными расстройствами.
а). Бредовые идеи преследования (персекуторный бред):
- бред отношения (больной считает, что все вокруг говорят о нем),
- бред особого символического значения,
- бред инсценировки (интерметаморфоз – считают, что вокруг него идет спектакль),
- собственно бред преследования,
- бред физического уничтожения,
- бред воровства, материального ущерба,
- бред сексуального превращения (в противоположный пол),
- бред превращения в животное (зооантропия),
- бред воздействия – его разновидности: бред овладения (больной считает, что в него “вселились”), бред порчи, колдовства и сглаза, бред раскрытости (бывает внешний – за больным постоянно наблюдают со стороны, и внутренний – кто-то читает мысли больного).
б). Бредовые идеи величия (мегаломанический, экспансивный бред):
обычно возникает на фоне повышенного настроения.
- бред сексуального могущества,
- бред физического могущества,
- эротический бред (“я самая красивая”),
- бред иностранного происхождения,
- бред богатства,
- бред изобретательства,
- бред реформаторства,
- бред мессианства (больной считает, что ему поручено спасти мир).
в). Депрессивный бред:
возникает на фоне пониженного настроения:
- бред самообвинения (греховности) - может сопровождаться бредом гибели мира, гибели близких.
- бред мучительного бессмертия,
- нигилистический бред (считают, что у них внутри все сгнило),
- ипохондрический бред (ошибочно считают, что серьезно больны),
Разновидность ипохондрического бреда – бред физического недостатка, неприятного для окружающих (дисморфоманический бред): он чаще встречается у подростков и сопровождается следующими симптомами: дисморфоманический бред, бред отношений, плохое настроение, стремление избавиться от мнимого недостатка, симптом зеркала (подолгу смотрят или наоборот, завешивают зеркало чем-либо).
2). Сверхценные идеи:
Содержание сверхценных идей – так же многообразно, как и бредовых, но отличаются от бредовых идей 2-мя признаками:
- правдоподобное содержание,
- обычно связаны с каким-либо важным переживанием.
3). Бредоподобные фантазии:
так же разнообразны, как и бредовые идеи, но в отличие от них нет убежденности в своей правоте. Манера изложения мыслей – по нарастающей (история обрастает все более небывалыми подробностями). Для бредоподобных фантазий характерно:
- необычайная стойкость,
- оторванность от реальности,
- причудливость содержания,
- дезадаптация.
Виды патологический фантазий у детей:
а). Игровое перевоплощение,
б). Стереотипные игры,
в). Синдром образного фантазирования (чаще в дошкольном и младшем школьном возрасте) – может быть вплоть до садизма.
г). Фантазирование познавательного характера – выражается в рисовании схем, несуществующих карт.
д). Синдром самооговоров (ребенок наговаривает на себя).
4). Навязчивые идеи (состояния):
- это явления, которые возникают против желания больного. Больной борется с ними, но они наплывают все сильнее.
Отличия навязчивых идей от бредовых:
- больные понимают, что это патология,
- пытаются противостоять этим состояниям.
Отличия навязчивых идей от насильственных мыслей: мысли воспринимаются не как чужие, а как свои.
Виды навязчивых состояний:
1). Навязчивые мысли (идеи)
2). Навязчивый счет
3). Навязчивые сомнения
4). Навязчивые воспоминания (обычно о неприятном)
5). Навязчивые страхи
6). Навязчивые влечения (чаще неприятные для человека). Сюда же относят контрастные навязчивости (оскорбляющие нравственность самого человека).
7). Навязчивые действия
8). Ритуалы |