Юмор экзаменационные вопросы учебное пособие офтальмология расписание неврология фармакология дневник интерна интернатура новости РязГМУ концерты студенческая весна лечебный факультет Стоматология Спорт праздники Практическое руководство практическое пособие Турклуб THELEOS PDF Мисс РязГМУ нейрохирургия DjVu РязГМУ Рязань
   
Пятница, 22.11.2024, 12:23
Приветствую Вас абитуриент
Главная | Регистрация | Вход
Сайт студентов РязГМУ им. акад. И. П. Павлова
Главная » Статьи » Психиатрия

Патология мышления

     Мышление – это форма познавательной деятельности, II ступень познания (логическая). Это обобщенное, опосредованное отражение действительности в ее закономерных и наиболее существенных связях и отношениях.

     Благодаря мышлению познавательные способности человека расширяются, он познает сущность предметов.

     У здорового человека мышление опирается на ощущение ,восприятие и представление, оно также тесно связано с практикой (без нее оно становится нелогичным). Мышление тесно связано с речью, поэтому, когда оценивают речь, обращают внимание на:

1). Содержательность речи

2). Ее понятность

3). Выразительность речи

4). Воздейственность речи.

Расстройства мышления

 

I. НАРУШЕНИЯ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ:

1). Искажение процессов обобщения:

а). Символика – замена 1 понятия другим, которое становится символом первого). Символические мысли часто сопровождаются соответствующими рисунками и речью.

б). Неологизмы – новые слова, которые больные придумали. Может быть даже свой язык – криптолалия.

2). Нарушение динамики мыслительной деятельности (непоследовательность суждений или инертность мышления):

а). Возбужденность мышления – больные быстро и громко говорят, сыплют остротами и образными выражениями, сочиняют экспромтом стихи, но при этом перескакивая с 1 темы на другую (как ребенок), отвлекаются на случайные раздражители.

   При этом преобладают внешние ассоциации (а не смысловые, как в норме):

- ассоциации по созвучию (запор-топор),

- ассоциации по контрасту (запор-понос),

- ассоциации по смежности (называют рядом расположенные предметы).

    У данных  больных характерна необычайная откровенность.

б). Скачка идей (маниакальная бессвязность мышления) – мысли вихрем проносятся в голове (язык за ними не поспевает – поэтому речь бессвязная),

в). Заторможенность мышления – больные говорят медленно, тихо, с трудом подбирая слова (олигофазия). Крайняя степень – мутизм (молчание).

г). Вязкость мышления (патологическая состоятельность, лабиринтное мышление) – больные застревают на незначительных деталях, характерна непродуктивная многоречивость.

д). Персеверация мышления – “топтание на месте”.

3). Нарушение целенаправленности мышления:

- особенно характерно для шизофрении.

а). Резонёрство (смысловая опухоль, болезненное мудрствование) – рассуждения ради рассуждения: длинные, не приводящие к раскрытию мысли.

б). Разорванность мышления (шизофреническая бессвязность) – возникает на фоне неизмененного сознания: речь грамматически правильна, но непонятна, т.к. сочетается несочетаемое (“я еду верхом на доме”) – это носит название шизофазия. Другой вариант – когда слова бессвязны.

в). Соскальзывание мыслей – может быть компонентом разорванности мышления. Больной начинает говорить нормально, а затем вдруг “соскальзывает” на другую тему.

г). Насильственное мышление – мысли становятся неуправляемыми (как бы чужими). Бывает 2 видов:

- Ментизм (насильственный наплыв мыслей),

- Шперрунг (мысли как будто пропадают). Часто возникает при синдроме Кандинского–Клерамбо.

 

II. НАРУШЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МЫШЛЕНИЯ:

1). Бредовые идеи:

    Это признак психоза – относительно стойкие, то более, то менее нелепые абсурдные идеи, которые возникают на фоне болезненно измененной психики. Носят ошибочный характер, не поддаются коррекции и не соответствуют социально-культурным установкам человека. Нужно дифференцировать от религиозных убеждений и суеверий.

     По степени систематизации бредовые идеи делят на:

- систематизированные (чаще при хронической патологии),

- несистематизированные (при острой патологии) – носят непоследовательный характер, обоснование может отсутствовать. Сопровождается яркими эмоциональными расстройствами.

а).  Бредовые идеи преследования (персекуторный бред):

- бред отношения (больной считает, что все вокруг говорят о нем),

- бред особого символического значения,

- бред инсценировки (интерметаморфоз – считают, что вокруг него идет спектакль),

- собственно бред преследования,

- бред физического уничтожения,

- бред воровства, материального ущерба,

- бред сексуального превращения (в противоположный пол),

- бред превращения в животное (зооантропия),

- бред воздействия – его разновидности: бред овладения (больной считает, что в него “вселились”), бред порчи, колдовства и сглаза, бред раскрытости (бывает внешний – за больным постоянно наблюдают со стороны, и внутренний – кто-то читает мысли больного).

б). Бредовые идеи величия (мегаломанический, экспансивный бред):

обычно возникает на фоне повышенного настроения.

- бред сексуального могущества,

- бред физического могущества, 

- эротический бред (“я самая красивая”),

- бред иностранного происхождения,

- бред богатства,

- бред изобретательства,

- бред реформаторства,

- бред мессианства (больной считает, что ему поручено спасти мир).

в). Депрессивный бред:

возникает на фоне пониженного настроения:

- бред самообвинения (греховности) - может сопровождаться бредом гибели мира, гибели близких.

- бред мучительного бессмертия,

- нигилистический бред (считают, что у них внутри все сгнило),

- ипохондрический бред (ошибочно считают, что серьезно больны),

   Разновидность ипохондрического бреда – бред физического недостатка, неприятного для окружающих (дисморфоманический бред): он чаще встречается у подростков и сопровождается следующими симптомами: дисморфоманический бред, бред отношений, плохое настроение, стремление избавиться от мнимого недостатка, симптом зеркала (подолгу смотрят или наоборот, завешивают зеркало чем-либо). 

2). Сверхценные идеи:

    Содержание сверхценных идей – так же многообразно, как и бредовых, но отличаются от бредовых идей 2-мя признаками:

- правдоподобное содержание,

- обычно связаны с каким-либо важным переживанием.

3). Бредоподобные фантазии:

так же разнообразны, как и бредовые идеи, но в отличие от них нет убежденности в своей правоте.   
    Манера изложения мыслей – по нарастающей (история обрастает все более небывалыми подробностями). Для бредоподобных фантазий характерно:

- необычайная стойкость,

- оторванность от реальности,

- причудливость содержания,

- дезадаптация.

Виды патологический фантазий у детей:

а). Игровое перевоплощение,

б). Стереотипные игры,

в). Синдром образного фантазирования (чаще в дошкольном и младшем школьном возрасте) – может быть вплоть до садизма.

г). Фантазирование познавательного характера – выражается в рисовании схем, несуществующих карт.

д). Синдром самооговоров (ребенок наговаривает на себя).

4). Навязчивые идеи (состояния):

- это явления, которые возникают против желания больного. Больной борется с ними, но они наплывают все сильнее.

 

    Отличия навязчивых идей от бредовых:

- больные понимают, что это патология,

- пытаются противостоять этим состояниям.

   Отличия навязчивых идей от насильственных мыслей: мысли воспринимаются не как чужие, а как свои.

   Виды навязчивых состояний:

1). Навязчивые мысли (идеи)

2). Навязчивый счет

3). Навязчивые сомнения

4). Навязчивые воспоминания (обычно о неприятном)

5). Навязчивые страхи

6). Навязчивые влечения (чаще неприятные для человека). Сюда же относят контрастные навязчивости (оскорбляющие нравственность самого человека).

7). Навязчивые действия

8). Ритуалы

Категория: Психиатрия | Добавил: Креатив (13.07.2008)
Просмотров: 17605 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
РязГМУ имени академика И.П. Павлова © 2024