Юмор экзаменационные вопросы учебное пособие офтальмология расписание неврология фармакология дневник интерна интернатура новости РязГМУ концерты студенческая весна лечебный факультет Стоматология Спорт праздники Практическое руководство практическое пособие Турклуб THELEOS PDF Мисс РязГМУ нейрохирургия DjVu РязГМУ Рязань
   
Пятница, 30.10.2020, 10:01
Приветствую Вас абитуриент
Главная | Регистрация | Вход
Сайт студентов РязГМУ им. акад. И. П. Павлова
Главная » Статьи » Психиатрия

Нарушение сознания и самосознания

Нарушение сознания

Сознание – это высшая форма отражения действительности, это продукт деятельности мозга.

Сознательная деятельность – осуществляется со знанием ее задач, с учетом ситуации и последствий для индивидуума и общества.

Автоматизированный акт – способность человека осуществлять, не осознавая, упрочившееся движение.

Бессознательная деятельность – при ней человек недостаточно осознает цель, задачи и последствия своей деятельности.

 

Этапы формирования сознания:

1). До 1 года (бодрствующее сознание) – появляются первые реакции на окружающую среду.
2). 1-3 года (предметное сознание) – сознание ребенка обогащается представлениями о предметах, но он не выделяет себя из среды, живет настоящим.

3). 3-9 лет (индивидуальное сознание) – появляются первые представления о пространстве и времени ,что делает возможным выделение себя из окружающей среды.

4). 9-16 лет (коллективное сознание) – появляются представления о взаимоотношениях в коллективе.

5). 16-22 года (рефлексивное сознание) – появляется способность к рефлексии, к предвидению хода событий и их последствий.

Критерии нарушенного сознания (по Ясперсу):

1. Отрешенность от окружающего мира (утрата способности воспринимать происходящие события, анализировать, использовать прошлый опыт и делать соответствующие выводы, но чаще проявляется в изменении восприятия происходящего, выражающемся в фрагментарности. Непоследовательности отражения событий.)

2. Дезориентировка (аллопсихическая, амнестическая, аутопсихическая, бредовая - ложные представления об окружающем, соматопсихическая, двойная ориентировка).

3.      Амнезия на период нарушенного сознания (тотальная или частичная).

Симптомы помрачения сознания:

1). Отрешенность от окружающего мира.

2). Дезориентировка во времени и пространстве и т.п.

   а). Аллопсихическая – нарушение ориентировке лишь в окружающем.

   б). Амнестическая – обусловлена расстройством памяти.

   в). Аутопсихическая – дезориентировка относится только к своей личности.

   г). Бредовая – всё окружающее наполнено особым смыслом, имеющем отношение к больному.

   д). Соматопсихическая – дезориентировка в частях своего тела.

   е). Двойная ориентировка – больной как бы находится в 2-х ситуациях одновременно.

3). Анозогнозия – отрицание собственной болезни.

4). Симптомы никогда не виденного и уже виденного.

5). Растерянность – состояние острого бессмыслия, мучительная неспособность разобраться в обстановке.

Синдромы выключения сознания:

 1). Оглушение – характеризуется повышением порога ко всем раздражителям и обеднением психической деятельности. Больные реагируют только на громкие вопросы, отвечают односложно, но правильно.

Обнубиляции (вуаль на сознание) – как при легком опьянении – рассеянность, легкая эйфория.

2). Сопор – сохранены только простые психические реакции на внешние воздействия: при уколе отдергивает руку и т.п. Зрачковые и другие рефлексы сохранены.

3). Кома – характеризуется полным угнетением психической деятельности, отсутствием рефлексов и наличием бульбарных и тазовых расстройств.

Синдромы помрачения сознания:

ДЕЛИРИЙ

– иллюзорно-галюцинаторное помрачение сознания.

Делирий имеет несколько стадий (и может остановиться на каждой из них):

1). Инициальный делирий – нарушается цикл сон-бодрствование, ему трудно заснуть, снятся кошмары, рано просыпаются. Характерна вялость, раздражительность, гиперэстезия, вегетативные проявления. Могут быть галлюцинации – гипнагогические (при засыпании) или гипнопампические (при пробуждении).

2). Парейдолическая стадия – описанные симптомы обостряются, появляются сложные иллюзии (парейдолии) – эт опереходный вариант от иллюзий к глюкам. С иллюзиями из объединяет то, что необходим реальный раздражитель, а с глюками – то ,что образ не имеет ничего общего с раздражителем.

   Первые 2 стадии называются ориентированным делирием.

3). Классический делирий: для него характерно:

   а). Нарушение ориентировки в месте, времени, ситуации. Но ориентировка в собственном «Я»
        сохранена. Чаще – ложная или двойственная ориентировка, но может быть и полная.

   б). Галлюцинации – чаще истинные (зрительные), яркие, динамичные. Если появились
        псевдогаллюцинации – это плохой прогноз. Галлюцинации – сценоподобные, но между сценами нет
        логической связи. Бред – отражает галлюцинации.

   в). Психомоторное возбуждение – хаотичное ,поведение отражает галлюцинации, требует большого
        пространства. 

   г). Меняющийся аффект – зависит от характера глюков. Чаще – страх, тревога. Между глюками – м.б.
         кратковременная эйфория.

   д). Свои переживания частично сохраняются ,а реальные события полностью или частично
        амнезируются.

   е). Выраженные соматовегетативные нарушения, угрожающие жизни – тахикардия, одышка,
        лихорадка, тремор, миокардиодистрофии.

В основном делирий возникает по ночам, днем – светлые промежутки.

4). Профессиональный делирий – в сочетании с автоматизмами: больной совершает свои профессиональные движения.

5). Муситирующий делирий – больные бормочут несвязные слова, слоги. Это предтерминальная стадия.

   Последние 2 стадии по клинике отличаются от классической стадии:

а). Поная дезориентировка, в том числе и в собственной личности.

б). галлюцинации и бред – тусклые, отрывочные.

в). Более выраженные вегетативные нарушения.

г). Психомоторное возбуждение ограниченоузким пространством.

   Делирий длится в основном 7-10 дней.

ОНЕЙРОИД

- помрачение сознания с наплывом фантастических грезоподобных псевдогаллюцинаций (маниакальных ил депрессивных). Чаще наблюдается при приступообразной шизофрении. Динамика развития:

1). Нарушения сна.

2). Полная дезориентировка, в том числе и в собственной личности.

2). Бред инсценировки. Имеет место манихейский бред (ощущают себя в центре борьбы Добра и Зла).

3). Переживания больного и его поведение не соответствуют др. др. – больной как бы погружен в свои грёзы, м.б. «восковая гибкость».

   Может продолжаться месяцами.

АМЕНЦИЯ:

- помрачение сознания, характеризующееся растерянностью с аффектом недоумения. Больной видит мир как бы через «разбитые очки» (всё воспринимается по кусочкам, раздельно, в ч.-б. цветах). Наблюдается при тяжелых соматических заболеваниях, реже при органических заболеваниях Г.М. и шизофрении.

1). На первом плане – инкогерентность речи, наблюдаются персеверации,.

2). Беспорядочное двигательное возбуждение, в пределах постели.

3). Грубая дезориентировка в месте, времени и собственной личности.

4). Соматовегетативные расстройства, опасные для жизни.

5). Воспоминаний не остается.

СУМЕРЕЧНОЕ ПОМРАЧНЕНИЕ СОЗНАНИЯ:

- это внезапно возникающее и внезапно прекращающееся помрачение сознания с последующей амнезией.

Больной совершает последовательные, взаимосвязанные движения, обусловленные бредом, галлюцинациями и т.п. Характерно:

1). Пароксизмальность.

2). Сохранность автоматизированной деятельности.

3). Полная амнезия на период помрачения сознания.

Амбулаторные автоматизмы – сумеречное состояние наступает внезапно, но вольные сохраняют способность к упорядоченному поведению (могут уйти неизвестно куда как бы в полусне).

Фуги и трансы – кратковременные состояния амбулаторного автоматизма.

АБСАНС

- кратковременная потеря или угнетение сознания с последующей амнезией. Больные как бы замирают на 1-2 секунды.  Виды абсанса:

а). Атонический – потеря тонуса мышц, больные падают.

б). Гипертонический  - повышение тонуса мышц – голова, туловище и глаза запрокидываются.

в). Субклинический  - с неполной потерей сознания.

г). Энуретический  - сочетается с энурезом.

Нарушение самосознания

Самосознание  - это выделение человеком себя из объективного мира, осознание собственного «Я».     

Самосознание сопровождается стремлением к анализу собственных мыслей, поступков, способностью смотреть на себя как бы со стороны (рефлексия).

Этапы формирования самосознания:

1). Аллопсихическое самосознание – условно начинается с появлением в речи местоимения «Я» (в 3 г.).

2). Этап соматопсихического самосознания – ребенок начинает осознавать свое психическое «Я», ребенок начинает правильно идентифицировать правую и левую сторону у себя и окружающих (в 6-7 л.).

   Полная идентичность, постоянство своего «Я» формируется к подростковому периоду.

3). К 12-14 годам у подростка появляется способность оценивать свое психическое «Я» - этап аутопсихического самосознания.

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ - нарушение самосознания, выражающееся в отчуждении от самого себя.

Бывает:

1. Витальная - у больного исчезает само чувство жизни.

2. Аутопсихическая - отчуждение психический функций своего Я ( мысли не мои, речь свою слышу как бы со стороны, мое прошлое - как бы не мое; к кругу этих  расстройств относится и болезненная психическая анестезия – больного ничего не радует, что для него очень тягостно).

3. Соматопсихическая - чуждость или исчезновение своего тела или его частей. Но при этом нет изменений пропорций или размеров тела, больные просто не чувствуют его или частей его - ног вроде бы у теня нет, на могут понять, голодны ли они или нет, есть позывы на акт мочеиспускания или нет и т.д.

4. Аллопсихическая (дереализация) - это отчуждение мира восприятий. При этом больным чаще всего даже трудно определить, каким образом изменилось все вокруг. Дереализация может касаться как нескольких анализаторов одновременно, так и какого-то одного из них: больной не может определить, какого предмета он касается, различить вкус пищи. Нарушения восприятия при дереализации могут касаться также пространственных взаимоотношений (все стало каким-то плоским) и измененного восприятия времени. При выраженных дереализационных явлениях может исчезнуть чувство действительности.
Категория: Психиатрия | Добавил: Креатив (13.07.2008)
Просмотров: 24850 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright WEB студия Shygolev.ru - РязГМУ имени академика И.П. Павлова © 2020