Юмор экзаменационные вопросы учебное пособие офтальмология расписание неврология фармакология дневник интерна интернатура новости РязГМУ концерты студенческая весна лечебный факультет Стоматология Спорт праздники Практическое руководство практическое пособие Турклуб THELEOS PDF Мисс РязГМУ нейрохирургия DjVu РязГМУ Рязань
   
Четверг, 29.10.2020, 19:29
Приветствую Вас абитуриент
Главная | Регистрация | Вход
Сайт студентов РязГМУ им. акад. И. П. Павлова
Главная » Статьи » Культурология

Рязанский Кремль

 
План.


1. Архитектурные сооружения на территории Спасского монастыря в рязан-ском кремле. Богоявленская церковь (1647).
2. Духовской монастырь XV – XVII вв. Церковь Святого Духа (1642). Дальнейшее развитие архитектурного ансамбля рязанского кремля. Архангельский собор XV в. Успенский собор XV в.
3. Новый этап в строительстве рязанского кремля конца XVII – XIX вв. Раз-нообразие архитектурно-пластических и стилистических средств в позд-них строениях кремля. Успенский собор XVII в. – Яков Бухвостов; Хри-сторождественский собор XVIII в.; колокольня Успенского собора (1840).
4. Памятники гражданской архитектуры (дворец Олега, гостиницы черни и знати).


 

1. Архитектурные сооружения на территории Спасского монастыря в рязанском кремле. Богоявленская церковь (1647).


К югу от соборной площади кремля располагается Спасский мужской монастырь, основание которого относится к XIV веку. После пожара в 1647 году монастырь был заново отстроен. В 1647 году возведена Богоявленская церковь. Однако ее белокаменный подклет может быть отнесен к более ран-нему времени. Она построена по типу московских приходских храмов XVII века. Ее небольшой четверик с полукруглой апсидой завершается изящным пятиглавием (сами главы – первой половины XVIII века). Трапезная и осо-бенно шатровая колокольня, расположенные несимметрично к основному объему церкви, создают приятный живописный силуэт. У юго-западного угла трапезной и колокольни просматриваются следы какого-то обрушившегося каменного перехода.

 

2. Духовской монастырь XV – XVII вв. Церковь Святого Духа (1642).

 

Замечательна своими художественными формами небольшая церковь святого Духа – единственное здание сохранившееся от Духовского монасты-ря, основанного в XV веке. Она построена на месте более древней церкви XV века в 1642 году известным нам мастером В. Х. Зубовым. Он был мастером – выходцем из Соли Галицкой (из Солигалича), но в Рязани прожил несколько лет. Данные о закладке церкви и ее авторстве были вырезаны на камне, по-мещенном над западным порталом. Часть камня сохранилась и находится сейчас в краеведческом музее.
Особенностью церкви является то, что она имела две апсиды, пример, характерный для рязанского края. Небольшой, вытянутый в поперечном на-правлении четверик увенчан горкой кокошников и двумя шатрами. Фасады имеют скромные, но хорошо прорисованные детали, которые придают им пластичность и живость. Трапезная пристроена в конце XVIII века. В запад-ной стене ее сохранились небольшие фрагменты от трапезной и колокольни XVII века. Новая колокольня пристроена в 1864 году архитектором Стопыче-вым.


 


3. Новый этап в строительстве рязанского кремля конца XVII – XIX вв. Раз-нообразие архитектурно-пластических и стилистических средств в позд-них строениях кремля. Успенский собор XVII в. – Яков Бухвостов;  колокольня Успенского собора (1840).

 

Новый Успенский собор является наиболее значительным и величест-венным сооружением нарышкинского стиля в Рязанском кремле. В 1667 году  в связи с ростом города небольшой старый Успенский собор уже не устраи-вал рязанских митрополита и князя. Кроме того, старый собор находился в очень плохом состоянии. Возникла необходимость в постройке нового. Место было выбрано к югу от древнего Успенского собора. Для строительства была расчищена площадка: разобрали старую Зелейную (Пороховую) палату, ос-татки которой сохранились до сих пор в земле между Успенским и Христо-рождественским соборами. Строительство нового собора было начато в 1684 году «подмастериями» Шарыпиным, Калининым и Сусаниным. Но уже в 1687 году рязанский митрополит должен был отказаться от их услуг и при-влек на эту работу московского архитектора, вероятнее всего, Осипа Старце-ва. В 1692 году собор, построенный уже до самого верха, внезапно обрушил-ся из-за слабых грунтов (на этом месте располагалось озеро Быстрь) и при этом уничтожил надвратную церковь Варлаама Хутынского (XVII в.) в Спас-ском монастыре. Вслед за этим были объявлены торги на постройку Успен-ского собора. В них участвовали известные зодчие конца XVII века: Осип Старцев, Яков Бухвостов, Григорий Мазухин. Торги выиграл Яков Бухвостов, происходивший из крепостных крестьян боярина Татищева из села Николь-ского Дмитровского уезда. В 1693 году он начал строить собор «с товарищи» Никитой Устиновым, Герасимом Ивановым и Иваном Парфеновым по  об-разцу Успенского собора Московского Кремля, но размерами больше его. Собор Бухвостова тоже шестистолпный, с круглыми столбами. Он поставлен на самом высоком месте кремлевского холма. Впервые такой грандиозный объем поднят на высокий подклет. Имея форму почти куба, он завершается мощным пятиглавием, смещенным к востоку. Три пониженные апсиды еще более подчеркивают его грандиозность. Его высота от основания до крестов равна 72-ум метрам. Размеры периметра 56 Х 41 метр. Собор господствует над окружающей территорией, организует пространство города. Издали ука-зывает на его древний центр.
Особенности стиля нарышкинского барокко здесь проявляются с наи-большей полнотой. Это сказалось не только в решении внутреннего про-странства, которое представляется как единый просторный трехсветный зал, хотя еще и затесненный толстыми столбами. Его внутренний объем прекрас-но увязан с внешним образом здания. Доминирующие вертикальные члене-ния фасадов со своеобразными сложной формы лопатками, подчеркивающи-ми громадную высоту собора, смягчаются небольшими горизонтальными ус-тупами стен между первым, вторым и третьим ярусами окон. Уступ иежду вторым и третьим ярусами сделан на полуколоннах, заканчивающихся деко-ративными бабышками, которые в настоящее время почти полностью утраче-ны. Городчатый карниз является только переходом к тому богатому резному белокаменному завершению стен в виде парапетов – «закомаров резью», ко-торые не сохранились, но первоначально ограждали проход по верху по пе-риметру стен. Выход туда осуществляется по внутристенной лестнице, рас-положенной в северо-западном углу храма. Лестница освещается маленькими прямоугольными оконцами. Кровля была первоначально деревянная, низкая по сводам. Великолепная резьба по белому камню достигла здесь едва ли не наивысшего искусства. Реалистическая и многодельная в нижнем ярусе собо-ра, она постепенно упрощается к верхним ярусам, а вверху снова создает ак-цент, окружая монументальную группу барабанов глав красивым кружевом резных парапетов. Главы завершаются большими коваными крестами, яв-ляющимися образцом высокохудожественной работы русских кузнецов конца XVII – начала XVIII века. То же можно видеть в железных кованых дверях порталов. Первоначальное гульбище собора утрачено. Существующее гуль-бище построено в XIX веке. Какой вид имел храм первоначально, дает пред-ставление чертеж его реконструкции, автором которого является архитектор Е. В. Михайловский. При последних исследованиях найдены белокаменные резные детали от верхнего парапета собора («закомары резью») и от аркады гульбища, которые подтверждают реконструкцию Е. В. Михайловского. Со-хранился первоначальный ручной иконостас, изготовленный мастером Серге-ем Христофоровым. Иконы были написаны в конце XVII века (до 1702 года) иконописцем Николаем Соломоновым «с товарищи». Художник М. В. Шу-мов выполнил акварелью во второй половине XIX века чертеж иконостаса Успенского собора, который дает представление в целом о его композиции. Стены здания первоначально не были расписаны. Роспись появилась только в XIX веке. Московский художник Николай Степанов в 1855 году расписал со-бор внутри. Апсиды были расписаны в 1857 году. В 1891 году собор распи-сывался вторично. Фрагменты росписи XIX века сохранились на сводах. В 1950-х годах по памятнику производились противоаварийные и реставраци-онные работы, вызванные появлением больших трещин в стенах и сводах из-за плохого состояния оснований. В это время под южную половину его были подведены мощные фундаменты, а стены укреплены железными связями. Восстановлена в основном резьба иконостаса.


 

4. Памятники гражданской архитектуры (дворец Олега, гостиницы черни и знати).

 

Красивое здание с цветными резными наличниками и теремными окнами сейчас известно как Дворец Олега, возможно потому, что в конце XVIII – начале XIX века на его фронтоне было изображение известного рязанского князя Олега. Самая древняя часть Дворца Олега – первые два этажа до парад-ного подъезда в западной части здания.
С восточной стороны Архиерейского двора стоит двухэтажное камен-ное здание конца XVII века, называемое сейчас неправильно гостиницей черни. Известно его и другое название: Архиерейская гостиница (вторая полови-на XIX века). В архивных документах 1864 года оно названо амбарами. Ис-следование памятника подтверждает его первоначальное назначение для хра-нения зерна и других запасов.
Здание состоит из 14 почти одинаковых изолированных помещений, из которых семь находятся в первом этаже. Помещения первого этажа имели де-ревянные перекрытия, а во втором этаже до сих пор сохранились сомкнутые своды. Каждая секция имеет посередине дверной проем, по бокам которого располагаются по одному окну. Наружные лопатки соответствуют внутрен-ним поперечным стенам. Лопатка отсутствует против той поперечной стены, в которой размещается внутристенная лестница, ведущая на чердак. К каждой двери второго этажа главного фасада вело отдельное деревянное крыльцо. Задний фасад, выходивший в XVII веке на улицу, проходившую по восточной оконечности кремлевского холма, не имел никаких проемов и играл роль крепостной стены Архиерейского двора. Амбары были пристроены к более древнему двухэтажному зданию, разобранному до 1792 года. Но его южная наружная стена сохранилась и является теперь северной торцовой стеной ам-баров. К крайнему южному концу главного западного фасада амбаров при-мыкало еще одно крыло, состоящее из четырех помещений в первом этаже и еще стольких же во втором. В одной из поперечных стен его так же проходи-ла внутренняя лестница на чердак. Это западное крыло было разобрано в конце XVIII века.

 



Список литературы.


1) Ильенко И. В. «Рязанский кремль: историко-архитектурный музей-заповедник», М., 1978.
2) Ильенко И. В. Михайловский Е. В. «Рязанский – Касимов», М., 1969.
3) Вагнер Г. К. «Рязань», М., 1971.
4) Вагнер Г. К. «Старые русские города, справочник-путеводитель», М., 1991.
5) Вагнер Г. К. «Старые художники и архитекторы Рязани» М. 1960.
6) Денисьев С. Н. «Рязань. Путеводитель», М., 1983.

Категория: Культурология | Добавил: Креатив (17.07.2008)
Просмотров: 5092 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright WEB студия Shygolev.ru - РязГМУ имени академика И.П. Павлова © 2020