План.
1. Архитектурные сооружения на территории Спасского монастыря в рязан-ском кремле. Богоявленская церковь (1647). 2. Духовской монастырь XV – XVII вв. Церковь Святого Духа (1642). Дальнейшее развитие архитектурного ансамбля рязанского кремля. Архангельский собор XV в. Успенский собор XV в. 3. Новый этап в строительстве рязанского кремля конца XVII – XIX вв. Раз-нообразие архитектурно-пластических и стилистических средств в позд-них строениях кремля. Успенский собор XVII в. – Яков Бухвостов; Хри-сторождественский собор XVIII в.; колокольня Успенского собора (1840). 4. Памятники гражданской архитектуры (дворец Олега, гостиницы черни и знати).
1. Архитектурные сооружения на территории Спасского монастыря в рязанском кремле. Богоявленская церковь (1647).
К югу от соборной площади кремля располагается Спасский мужской монастырь, основание которого относится к XIV веку. После пожара в 1647 году монастырь был заново отстроен. В 1647 году возведена Богоявленская церковь. Однако ее белокаменный подклет может быть отнесен к более ран-нему времени. Она построена по типу московских приходских храмов XVII века. Ее небольшой четверик с полукруглой апсидой завершается изящным пятиглавием (сами главы – первой половины XVIII века). Трапезная и осо-бенно шатровая колокольня, расположенные несимметрично к основному объему церкви, создают приятный живописный силуэт. У юго-западного угла трапезной и колокольни просматриваются следы какого-то обрушившегося каменного перехода.
2. Духовской монастырь XV – XVII вв. Церковь Святого Духа (1642).
Замечательна своими художественными формами небольшая церковь святого Духа – единственное здание сохранившееся от Духовского монасты-ря, основанного в XV веке. Она построена на месте более древней церкви XV века в 1642 году известным нам мастером В. Х. Зубовым. Он был мастером – выходцем из Соли Галицкой (из Солигалича), но в Рязани прожил несколько лет. Данные о закладке церкви и ее авторстве были вырезаны на камне, по-мещенном над западным порталом. Часть камня сохранилась и находится сейчас в краеведческом музее. Особенностью церкви является то, что она имела две апсиды, пример, характерный для рязанского края. Небольшой, вытянутый в поперечном на-правлении четверик увенчан горкой кокошников и двумя шатрами. Фасады имеют скромные, но хорошо прорисованные детали, которые придают им пластичность и живость. Трапезная пристроена в конце XVIII века. В запад-ной стене ее сохранились небольшие фрагменты от трапезной и колокольни XVII века. Новая колокольня пристроена в 1864 году архитектором Стопыче-вым.
3. Новый этап в строительстве рязанского кремля конца XVII – XIX вв. Раз-нообразие архитектурно-пластических и стилистических средств в позд-них строениях кремля. Успенский собор XVII в. – Яков Бухвостов; колокольня Успенского собора (1840).
Новый Успенский собор является наиболее значительным и величест-венным сооружением нарышкинского стиля в Рязанском кремле. В 1667 году в связи с ростом города небольшой старый Успенский собор уже не устраи-вал рязанских митрополита и князя. Кроме того, старый собор находился в очень плохом состоянии. Возникла необходимость в постройке нового. Место было выбрано к югу от древнего Успенского собора. Для строительства была расчищена площадка: разобрали старую Зелейную (Пороховую) палату, ос-татки которой сохранились до сих пор в земле между Успенским и Христо-рождественским соборами. Строительство нового собора было начато в 1684 году «подмастериями» Шарыпиным, Калининым и Сусаниным. Но уже в 1687 году рязанский митрополит должен был отказаться от их услуг и при-влек на эту работу московского архитектора, вероятнее всего, Осипа Старце-ва. В 1692 году собор, построенный уже до самого верха, внезапно обрушил-ся из-за слабых грунтов (на этом месте располагалось озеро Быстрь) и при этом уничтожил надвратную церковь Варлаама Хутынского (XVII в.) в Спас-ском монастыре. Вслед за этим были объявлены торги на постройку Успен-ского собора. В них участвовали известные зодчие конца XVII века: Осип Старцев, Яков Бухвостов, Григорий Мазухин. Торги выиграл Яков Бухвостов, происходивший из крепостных крестьян боярина Татищева из села Николь-ского Дмитровского уезда. В 1693 году он начал строить собор «с товарищи» Никитой Устиновым, Герасимом Ивановым и Иваном Парфеновым по об-разцу Успенского собора Московского Кремля, но размерами больше его. Собор Бухвостова тоже шестистолпный, с круглыми столбами. Он поставлен на самом высоком месте кремлевского холма. Впервые такой грандиозный объем поднят на высокий подклет. Имея форму почти куба, он завершается мощным пятиглавием, смещенным к востоку. Три пониженные апсиды еще более подчеркивают его грандиозность. Его высота от основания до крестов равна 72-ум метрам. Размеры периметра 56 Х 41 метр. Собор господствует над окружающей территорией, организует пространство города. Издали ука-зывает на его древний центр. Особенности стиля нарышкинского барокко здесь проявляются с наи-большей полнотой. Это сказалось не только в решении внутреннего про-странства, которое представляется как единый просторный трехсветный зал, хотя еще и затесненный толстыми столбами. Его внутренний объем прекрас-но увязан с внешним образом здания. Доминирующие вертикальные члене-ния фасадов со своеобразными сложной формы лопатками, подчеркивающи-ми громадную высоту собора, смягчаются небольшими горизонтальными ус-тупами стен между первым, вторым и третьим ярусами окон. Уступ иежду вторым и третьим ярусами сделан на полуколоннах, заканчивающихся деко-ративными бабышками, которые в настоящее время почти полностью утраче-ны. Городчатый карниз является только переходом к тому богатому резному белокаменному завершению стен в виде парапетов – «закомаров резью», ко-торые не сохранились, но первоначально ограждали проход по верху по пе-риметру стен. Выход туда осуществляется по внутристенной лестнице, рас-положенной в северо-западном углу храма. Лестница освещается маленькими прямоугольными оконцами. Кровля была первоначально деревянная, низкая по сводам. Великолепная резьба по белому камню достигла здесь едва ли не наивысшего искусства. Реалистическая и многодельная в нижнем ярусе собо-ра, она постепенно упрощается к верхним ярусам, а вверху снова создает ак-цент, окружая монументальную группу барабанов глав красивым кружевом резных парапетов. Главы завершаются большими коваными крестами, яв-ляющимися образцом высокохудожественной работы русских кузнецов конца XVII – начала XVIII века. То же можно видеть в железных кованых дверях порталов. Первоначальное гульбище собора утрачено. Существующее гуль-бище построено в XIX веке. Какой вид имел храм первоначально, дает пред-ставление чертеж его реконструкции, автором которого является архитектор Е. В. Михайловский. При последних исследованиях найдены белокаменные резные детали от верхнего парапета собора («закомары резью») и от аркады гульбища, которые подтверждают реконструкцию Е. В. Михайловского. Со-хранился первоначальный ручной иконостас, изготовленный мастером Серге-ем Христофоровым. Иконы были написаны в конце XVII века (до 1702 года) иконописцем Николаем Соломоновым «с товарищи». Художник М. В. Шу-мов выполнил акварелью во второй половине XIX века чертеж иконостаса Успенского собора, который дает представление в целом о его композиции. Стены здания первоначально не были расписаны. Роспись появилась только в XIX веке. Московский художник Николай Степанов в 1855 году расписал со-бор внутри. Апсиды были расписаны в 1857 году. В 1891 году собор распи-сывался вторично. Фрагменты росписи XIX века сохранились на сводах. В 1950-х годах по памятнику производились противоаварийные и реставраци-онные работы, вызванные появлением больших трещин в стенах и сводах из-за плохого состояния оснований. В это время под южную половину его были подведены мощные фундаменты, а стены укреплены железными связями. Восстановлена в основном резьба иконостаса.
4. Памятники гражданской архитектуры (дворец Олега, гостиницы черни и знати).
Красивое здание с цветными резными наличниками и теремными окнами сейчас известно как Дворец Олега, возможно потому, что в конце XVIII – начале XIX века на его фронтоне было изображение известного рязанского князя Олега. Самая древняя часть Дворца Олега – первые два этажа до парад-ного подъезда в западной части здания. С восточной стороны Архиерейского двора стоит двухэтажное камен-ное здание конца XVII века, называемое сейчас неправильно гостиницей черни. Известно его и другое название: Архиерейская гостиница (вторая полови-на XIX века). В архивных документах 1864 года оно названо амбарами. Ис-следование памятника подтверждает его первоначальное назначение для хра-нения зерна и других запасов. Здание состоит из 14 почти одинаковых изолированных помещений, из которых семь находятся в первом этаже. Помещения первого этажа имели де-ревянные перекрытия, а во втором этаже до сих пор сохранились сомкнутые своды. Каждая секция имеет посередине дверной проем, по бокам которого располагаются по одному окну. Наружные лопатки соответствуют внутрен-ним поперечным стенам. Лопатка отсутствует против той поперечной стены, в которой размещается внутристенная лестница, ведущая на чердак. К каждой двери второго этажа главного фасада вело отдельное деревянное крыльцо. Задний фасад, выходивший в XVII веке на улицу, проходившую по восточной оконечности кремлевского холма, не имел никаких проемов и играл роль крепостной стены Архиерейского двора. Амбары были пристроены к более древнему двухэтажному зданию, разобранному до 1792 года. Но его южная наружная стена сохранилась и является теперь северной торцовой стеной ам-баров. К крайнему южному концу главного западного фасада амбаров при-мыкало еще одно крыло, состоящее из четырех помещений в первом этаже и еще стольких же во втором. В одной из поперечных стен его так же проходи-ла внутренняя лестница на чердак. Это западное крыло было разобрано в конце XVIII века.
Список литературы.
1) Ильенко И. В. «Рязанский кремль: историко-архитектурный музей-заповедник», М., 1978. 2) Ильенко И. В. Михайловский Е. В. «Рязанский – Касимов», М., 1969. 3) Вагнер Г. К. «Рязань», М., 1971. 4) Вагнер Г. К. «Старые русские города, справочник-путеводитель», М., 1991. 5) Вагнер Г. К. «Старые художники и архитекторы Рязани» М. 1960. 6) Денисьев С. Н. «Рязань. Путеводитель», М., 1983.
|