Невозможно представить облик города на Неве без золоченого шпиля Петропавловского собора.
Петропавловский собор уникальный памятник архитектуры и искусства первой половины XVIII века - почти без изменений сохранил свой облик. Уже во время возведения земляной крепости 29 июня 1703 года на месте существующего собора была заложена маленькая деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла. По воспоминаниям современников она была "видом крестообразная и о трех шпицах, на которых по воскресеньям и праздничным дням подымали вымпелы, расписана была под каменный вид желтым мрамором".
С 1712 года Петербург становится столицей Русского государства. Столице нужен был главный кафедральный собор. И вот на месте деревянной церкви по проекту архитектора Д.Трезини начинается строительство Петропавловского собора. Он строился 21 год (1712-1733). Петр торопил строителей с возведением колокольни, и уже в августе 1721 года он с приближенными поднялся на колокольню и любовался строящемся городом и панорамой берегов Невы и Финского залива. Работы по устройству деревянного шпиля были закончены к концу 1724 года, и тогда же на колокольне были установлены куранты, купленные Петром Великим.
Деревянный шпиль не имел громоотвода, и неоднократно от ударов молнии возникали пожары. Особенно сильный пожар был в ночь с 29 на 30апреля 1756 года. Загоревшийся шпиль рухнул, погибли и куранты. Огонь охватил чердаки и деревянный купол, кладка стен дала трещины, и колокольню были вынуждены разобрать до окон первого яруса.
В 1766 году было решено восстановить колокольню: "...делать оную точно так, какова прежняя была, понеже все прочие планы не столь красивы". Работы продолжались 20 лет. Собор после пожара был отремонтирован через год.
В 1776 году на колокольне установили часы и куранты. Они были изготовлены в Голландии мастером Оортом Красом. В 1952 году их капитально отремонтировали, после чего на протяжении, какого то времени, четыре раза в сутки колокола курантов исполняли Гимн Советского Союза.
В 1829 году во время сильной бури накренилась фигура ангела с крестом. Для ремонта нужно было возвести дорогостоящие леса. Но в 1830 году нашелся смельчак - кровельщик Петр Телушкин. Проявив находчивость и бесстрашие, он сумел без всяких лесов с помощью веревок подняться на шпиль. У основания креста он закрепил веревочную лестницу и в течении шести недель ежедневно поднимался на шпиль для ремонта фигуры ангела и креста.
В 185..-1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими по проекту видного ученого и инженера Д.И.Журавского. Металлические конструкции были изготовлены на Урале на Воткинском заводе, по частям их перевезли в Петербург, частично смонтировали на площади перед собором, а затем подняли на колокольню. Петропавловский собор построен в стиле раннего барокко. Строгость и простота в планировке, наружной отделке здания - наиболее характерные черты этого стиля.
Собор представляет собой вытянутое прямоугольное здание, его стены оформлены пилястрами - четырехгранными полуколоннами и головками херувимов на наличниках окон. Самая интересная часть собора - колокольня. Ярус за ярусом она поднимается ввысь. Они соединены завитками - волютами, которые создают плавный переход от основного здания собора к высокой башне. Шпиль собора вознесся над городом как символ выхода ее к просторам Балтики.
Высота собора 122,5 метра; высота шпиля собора - около 40 метров; диаметр яблока над шпилем - 1,6 метра; высота фигуры ангела - 3,2 метра, размах его крыльев - 3,8 метра. Открытие собора состоялось 29 июня 1733 года.
Петропавловский собор играл большую роль в распространении религиозно-монархических идей. Церковь всеми средствами старалась воздействовать на психологию человека. Богатство собора, пышные богослужения, проповеди - все это должно было помогать укреплению идеи "божественного" происхождения власти царя.
Петропавловский собор на протяжении нескольких десятилетий служил царской усыпальницей. Хоронить в соборе стали по указу Петра I. |