Юмор экзаменационные вопросы учебное пособие офтальмология расписание неврология фармакология дневник интерна интернатура новости РязГМУ концерты студенческая весна лечебный факультет Стоматология Спорт праздники Практическое руководство практическое пособие Турклуб THELEOS PDF Мисс РязГМУ нейрохирургия DjVu РязГМУ Рязань
   
Понедельник, 25.11.2024, 04:17
Приветствую Вас абитуриент
Главная | Регистрация | Вход
Сайт студентов РязГМУ им. акад. И. П. Павлова
Главная » Статьи » Культурология

Никитин Иван Никитич (ок. 1690 - 1741).

О жизни Ивана Никитина известно очень мало. Он родился около 1690 года в Москве в семье священника, получил хорошее для того времени образование: умел читать и писать по-латыни, знал грамматику, обучался "счетной премудрости", одно время даже был учителем арифметики и рисования в артиллерийской школе в Москве. Первоначальную художественную подготовку получил в типографской школе при Оружейной палате.

Об увлечении Никитина живописью стало известно Петру I. Царь поручил заниматься с Никитиным И. Г. Таннауеру, который дал обязательство обучать "русских людей всему, что сам умеет". Первым учителем Никитина по рисунку считается голландский гравер А. Шхонебек.

 

Первое произведение – от 28 сентября 1714 года - портрет Прасковьи Ивановны - племянницы Петра 1. Здесь еще заметна парсунная статичность, неумение передать световоздушную среду. Но в облике милой и привлекательной девушки чувствуется стремление художника не только к внешнему сходству. Он раскрывает внутренний мир дели, наделяя его поэтическим содержанием.

 

Ранние портреты Никитина позволили Петру I распознать дарование художника. В 1716 году среди двадцати человек,  были посланы как пенсионеры в Италию Иван Никитин с братом Романом.

 

Никитин написал в 1720 портрет кнцлера  Г. И. Головкина, который был сватом на свадьбе племянницы Петра I Екатерины Ивановны. В изображении Головкина сочетается индивидуальная характеристика с раскрытием значительности этой личности как государственного деятеля, заключившего на своем веку (как гласит надпись на обратной стороне портрета) 72 "трактата" с иностранными правительствами.

 

Никитин возвращается в Россию. Петр тепло встретил своего "пенсионера". Он присвоил ему звание "двора его величества персонных дел мастера", подарил дом неподалеку от своего дворца и рекомендовал придворным заказывать портреты Ивану Никитину.

 

Приписывается Никитину портрет Петра I в круге. Несмотря на внешне камерное решение, Петр I показан человеком громадной внутренней силы и большого государственного ума. Такое понимание личности царя проявилось и тогда, когда траурная комиссия поручила Никитину написать портрет Петра на смертном одре (1725). Времени было мало; портрет написан беглыми крупными мазками. В нем чувствуется большое живописное и композиционное мастерство художника.

 

Военные победы России отражены в батальных полотнах, приписываемых Никитину. Имеются в виду "Полтавская баталия" (1727, не сохранилась) и картина, "Куликовская битва". В последней частично использована композиция гравюры итальянца А. Темпеста, но персонажи, естественно, из русской истории.

Категория: Культурология | Добавил: Креатив (12.07.2008)
Просмотров: 5017 | Теги: портрет, культурология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
РязГМУ имени академика И.П. Павлова © 2024