Острая проблема. В 5раз увеличение близоруких. В 1 классе - 2-3% близоруких Iстепени, в 7-8 классах - 17-27%. К моменту рождения зрительный анализатор не сформирован (от 1-5мес и заканчивается к 12 годам)
3 вида рефракции: 1. Соизмеримая (лучи пересекаются на сетчатке)
2. сильная (близорукость) - лучи пересекаются перед сетчаткой
3. слабая (дальнозоркость) - лучи пересекаются за сетчаткой
Miopia ( близорукость) - сужение глазной щели.
Близорукость - из 1/4 населения земли и является одной из причин выхода на инвалидность.
Слабая степень - до 3 диоптрий (осмотр 1 раз в год).
Средняя - 3-6 диоптрий (1раз в год).
Сильная - больше 6 диоптрий (2 раза в год).
У новорожденных роговица и хрусталик выпуклые, и передние и задние диаметры глаза короче на 25%, чем у взрослых - дальнозоркая рефракция (за сетчаткой). К 3 годам у 90% происходит нормализация, может быть и позднее. До 3 лет нельзя определить появление близорукости. Может появляться на любом этапе жизни, чаще в 14-16 лет.
Причины, способствующие возникновению миопии.
1. эндогенные факторы:
1) ослабленная аккомодация глаза - недоношенные, заболевания в раннем возрасте и гипокинезия и гиподинамия (экзогенные)
2) ослабление склеры (ресничные мышцы напряжены; снижено внутриглазное давление) - заболевания в раннем детском возрасте и врожденные изменения
3) наследственные - злокачественная миопия
2. экзогенные факторы:
1) напряженная зрительная работа при недостаточном освещении, гиподинамия и гипокинезия
2) неправильно подобранная мебель Þ неправильная посадка
3) нерациональный режим учебных занятий Þ переутомление
4) нерациональное питание (вит В2, А, белки животного происхождения, вит С), снижены белки животного происхождения
Меры профилактики:
1) укрепление мышечного аппарата (тренировка аккомодационных мышц)
2) нормальный уровень освещенности, мебель
3) тренировка аккомодации
4) рациональное питание
Осанка.
1) 70-75% гиподинамия
2) нерациональный режим учебы и физической культуры (недополучение 45% двигательной активности) Þ выявлено 34-52% нарушений осанки.
Причины:
1. недостаточное физическое развитие (слабость мышц)
2. неправильно подобранная мебель и посадка ученика
3. неправильная организация занятий, отсутствие пауз, дыхательной гимнастики
4. особенности костной ткани детей (много органики® гибкие)
5. плоскостопие (нарушается опорная функция нижних конечностей, положение таза, походка неуклюжая, размахивает руками).
Профилактика:
1. повышение двигательной активности (утренняя гимнастика)
2. организация физического воспитания в школе
3. мебель
4. профилактика плоскостопия
5. уроки ритмики.