ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ
Образ жизни - это деятельность или активность людей, которые определенным образом реагируют на условия жизни. Он указывает на то, как люди относятся к условиям жизни, как связаны с ними и используют их.
Образ жизни классифицируется по 3 критериям:
1. по характеру активности: физическая, интеллектуальная;
2. по сфере активности: трудовая, нетрудовая;
3. по виду активности: производственная, социальная, культурная, образовательная, деятельность в быту, медицинская и другие виды активности.
С образом жизни связаны понятия «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни», но которые не заменяют этого понятия.
«Уровень жизни» (или уровень благосостояния) характеризует размер и структуру материальных и духовных потребностей, то есть количественные, поддающиеся измерению параметры, условий жизни: размеры валового продукта, национального дохода, обеспеченность жильем, отдыха, медицинской помощью, показатели здоровья населения и др.
«Уклад жизни» - это порядок общественной жизни, труда, быта, отдыха и т.д., в рамках которого проходит жизнедеятельность людей. Это временной регламент явлений общественной жизни.
«Стиль жизни», как правило, относят к индивидуальным особенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Сюда же причисляют и индивидуальные особенности образа мыслей, стиля мышления.
«Качество жизни», включает показатели уровня жизни, уклада, стиля жизни. Этот термин можно использовать как характеристику качественной стороны условий жизни - качество жилищных условий, питания, образования, медицинской помощи т.д.
Комплексные социально-гигиенические исследования, включающие и клинико-социальные исследования, установили связь социальных условий и показателей здоровья населения.
Различия в обеспеченности жильем и в размере жилой площади не оказывали прямого влияния на состояние здоровья. Вместе с тем, деятельность в связи с такими факторами, как внутрисемейные отношения, психологический климат, распределение и использование материальных возможностей и т.п., непосредственным образом влияли на различные показатели здоровья.
Например, частота заболеваний пневмонией детей в неполных семьях в 4 раза выше, чем в полных. Напряженные отношения в семье, неблагоприятный психоэмоциональный климат способствуют возникновению и более тяжелому течению некоторых болезней у детей и подростков: в таких семьях в 2,3 раза больше детей с язвенной болезнью желудка и в 1,7 раза - с гастродуоденитами.
Режим дня членов семей - один из комплексных показателей, характеризующих образ жизни. Нарушение режима способствует возникновению и отрицательно воздействует на течение различных заболеваний, способствует развитию дефектов и отставанию физического и интеллектуального развития у детей, отрицательно влияет на другие показатели здоровья.
Доказано влияние неблагоприятного режима труда и отдыха, отсутствия стабильных режимов питания, чередования работы и отдыха, совместно с другими факторами риска, на заболеваемость раком желудка, гортани, легкого, крови.
Эти примеры подтверждают мнение о непосредственном влиянии на здоровье образа жизни, и особенно это касается медицинской активности (это понятие предложено Ю.П.Лисицыным по аналогии с другими формами активности - трудовой, социальной, физической и др.).
Доказательство превалирующего воздействия на здоровье факторов образа жизни и, прежде всего медицинской активности, рассматривается как признак решающей роли социального опосредования общественного здоровья и как основа мер по стратегии здравоохранения - формирования здорового образа жизни как базы профилактического направления.
Здоровый образ жизни - это наиболее типичная деятельность, для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья. В таком понимании здоровый образ жизни включает:
1) форму образа жизни,
2) условия, способствующие реализации и развитию других форм и проявлений образа жизни, направленных на охрану и улучшение здоровья населения.
Нет такого вида и способа деятельности, которые бы в своих позитивных проявлениях не формировали здоровый образ жизни. Следовательно, в деятельности по охране и улучшению здоровья, в гигиеническом воспитании нужно учитывать многообразие воздействий, условий и факторов, определяющих характер и уровень здоровья человека, группы людей и населения.
Определено два направления формирования здорового образа жизни:
1. Создание, развитие, активизация позитивных для здоровья условий, факторов, обстоятельств, т.е. формирование потенциала общественного здоровья (Health promotion).
2. Преодоление, уменьшение факторов риска.
Ключом к ним можно рассматривать медицинскую активность.
Схема формирование здорового образа жизни:
1.Создание и развитие факторов здоровья: трудовой активности, физического и душевного комфорта, экологической активности, высокой физической активности, сбалансированного питания; устроенности быта и семейных отношений; высокой медицинской активности и т.д.;
2. Преодоление факторов риска: низкой трудовой активности, дискомфорта, психической напряженности, низкой социальной активности, загрязнения внешней среды, низкой экологической активности; гиподинамии; несбалансированного питания; потребления алкоголя, курения, низкой медицинской активности и т.д..
Оба эти аспекта взаимно связаны, но на практике дело ограничивается лишь борьбой с факторами риска. Проблема заключается в конкретных программах формирования здорового образа жизни и их реализации, в том числе и через так называемые «программы здоровья».
ВОЗ представила рекомендации по преодолению факторов риска и формированию здорового образа жизни. Например, для профилактики ИБС ВОЗ рекомендует проведение следующих мер:
1) правильное питание - для снижения уровня холестерина в крови и предупреждения тучности;
2) отказ от курения;
3) сокращение количества потребляемой соли и алкогольных напитков, раннее выявление повышения кровяного давления и борьба с ним;
4) поддержание нормальной массы тела и регулярные физические упражнения как составная часть повседневной жизни;
5) снижение уровня социального и профессионального стресса.
Если к этому добавить конкретные рекомендации относительно самого трудного для реализации пункта о «снижении уровня социального и профессионального стресса», а также необходимость строгого соблюдения индивидуальных медицинских, медико-психологических требований, то перечисленное можно определить как универсальную медицинскую программу формирования здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни должно быть основным направлением социальной политики в области здравоохранения, включающим в себя профилактику, особенно первичную. На этом направлении должны базироваться федеральные комплексные программы укрепления здоровья, республиканские, территориальные. Они должны включать в себя меры гигиенического воспитания, борьбу с факторами риска, активизацию физической культуры, программы здоровья.
Профилактическое направление здравоохранения должно стать основой во всех программах здоровья. В них должны быть предусмотрены совместные действия местной администрации, учреждений здравоохранения, просвещения, культуры и др. Осуществление мер первичной профилактики должно стать обязанностью всей сети лечебно-профилактических учреждений, особенно служб первичной медико-санитарной помощи.
Пропаганда здорового образа жизни должна акцентироваться не столько на санитарном просвещении, сколько на обучении восприятию гигиенических навыков, правил и норм поведения и активном их проведении в жизнь. В период реформирования здравоохранения ослаблено внимание к профилактике и программам формирования здорового образа жизни. Существенным препятствием для успешного развития программ формирования здорового образа жизни остается низкая гигиеническая и медицинская культура значительной части населения. |