Юмор экзаменационные вопросы учебное пособие офтальмология расписание неврология фармакология дневник интерна интернатура новости РязГМУ концерты студенческая весна лечебный факультет Стоматология Спорт праздники Практическое руководство практическое пособие Турклуб THELEOS PDF Мисс РязГМУ нейрохирургия DjVu РязГМУ Рязань
   
Воскресенье, 22.12.2024, 19:43
Приветствую Вас абитуриент
Главная | Регистрация | Вход
Сайт студентов РязГМУ им. акад. И. П. Павлова
Главная » Статьи » ОЗЗ, Биоэтика

Травматизм как медико-социальная проблема

1)Травматизм является одной из важнейших медико-соци­альных проблем современности для большинства стран мира. На протяжении всего XX в. ак­туальность проблемы травматизма росла, при этом отмечается рост травматизма со смертельным исходом, с переходом на инвалидность, с временной утратой трудоспособности. Сегодня в экономически развитых странах мира травмы занимают третье место среди причин смерти населения, причем среди трудоспособного возраста.

Есть два обстоятельства, которые выделяют травмы среди других патологических состояний человека.

1 - связано с вне­запностью травм.

2 - связано с тем, что этот фактор неблагоприятного воздействия на организм человека, как правило, становится ясным сразу.

Эпидемиологическая ситуация с травматизмом в России крайне напряженная. Ежегодно в стране регистрируется более 12 млн. случаев травм и отравлений, из них травмы составля­ют 93%, отравления — 1 %, другие несчастные случаи — 6 %. Средний уровень травматизма составляет 120—130 случаев на 1000 населения. Травматизм у мужчин в 1,5-2 раза выше, чем у женщин. Травмы и отравления встречаются в любом возрасте, но чаще в трудоспособном.

По уровню первичной заболеваемости взрослого на­селения травматизм занимает второе место, после болезней органов дыхания, от 80 до 90‰. В заболеваемости с временной утратой трудоспособности по среднему числу дней нетрудоспособ­ности ему принадлежит второе место (15-16 дней на 100 ра­ботающих), а по числу случаев на 100 работающих - третье место (10-11 случаев на 100 работающих).

Особенностью травматизма является не только его широкое распростране­ние, но и тяжелые исходы. В 2001 г. удельный вес травматиз­ма в структуре смертности населения России был на втором месте (14,0 %). Последствия травм, отравлений и других внешних воздействий в структуре первичной инвалидности занимают третье место (6,5%).

В зависимости от ус­ловий возникновения сходных повреждений принято выде­лять следующие виды травматизма.

1. Транспортный травматизм объединяет повреждения, встречающиеся у людей, работающих или пользующихся транспортными средствами. В зависимости от вида транспорта различают автомобильный травматизм, железнодорожный травматизм, травматизм на воздушном и водном транспорте. Около 40 % умерших в России от травм погибают в резуль­тате дорожно-транспортных происшествий. Важно, что гибель при ДТП является одной из основных причин смерти моло­дежи, особенно юношей, - около трети всех умирающих в возрасте от 15 до 25 лет погибают в дорожно-транспортных происшествиях.

Россия по уровню смертности и инвалидизации в трудоспособном возрасте от дорожно-транспорт­ного травматизма удерживает лидирующее положение в мире.

2.  Производственный травматизм - совокупность повреж­дений, встречающихся у людей в процессе исполнения ими профессиональных обязанностей. В зависимости от вида про­изводственной деятельности выделяют промышленный трав­матизм и сельскохозяйственный травматизм.

Всего в России в 2000 г. от производственных травм погиб­ло 437 человек, в 2001 г. — 418 человек.

Самыми опасными в отношении производственного травматизма со смертельным исходом являются газоснабжение (27,0% всех смертельных исходов), горнодобывающие производства (25,4%), добыча угля (25,1%).

Основные причины произ­водственного травматизма:

1). Технические причины - не зависящие от уровня организации труда на пред­приятии, например: несовершенство технологических процессов, конструктивные недостатки оборудования; недостаточная механизация тяжелых ра­бот, несовершенство предохранительных уст­ройств и т.п.

2). Организационные причины, которые зависят от уровня организации труда на предприятии, например: недостатки в содержании территории; на­рушение правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента; недостатки в организации рабочих мест; нарушение технологического регламента; и т.п.

3).Санитарно-гигиенические причины, например: содержание в воздухе рабочих зон вредных веществ, превышающих ПДК; недостаточное или нерациональное ос­вещение; повышенные уровни шума, вибрации; наличие различных излу­чений выше допустимых значений и т.п.

4). Личностные (психофизиологические) причины, к которым относят физические и нервно-психические перегрузки работающего.

3.  Уличный травматизм объединяет обширную группу по­вреждений, возникающих у людей на улице.

4.  Бытовой травматизм - очень разнообразные по своему происхождению повреждения, встречающиеся в бытовых ус­ловиях.

5.  Спортивный травматизм наблюдается у людей, занимаю­щихся спортом, во время тренировок или спортивных состя­заний.

Спортивный травматизм редко приводит к летальным ис­ходам, однако спортивные травмы оказывают существенное влияние на здоровье спортсменов, как непосредственно после травмы, так и в отдаленном будущем.

Среди всех заболеваний спортсменов около 45% прихо­дится на травмы и травматические заболевания опорно-двига­тельного аппарата.

В спорте наибольшее количество травм обусловлено воз­действием физических (механических и температурных) фак­торов, а среди них наиболее часто встречаются именно меха­нические.

Все причины спортивного травматизма можно разделить на следующие группы:

1) причины организационного характера;

2) причины, обусловленные индивидуальными особенно­стями спортсмена;

3) недостаточная физическая и техническая подготовка спортсмена;

4) плохая психологическая подготовка спортсмена;

5) нарушение спортсменами дисциплины и установленных правил во время тренировок и соревнований.

6.   Военный  травматизм - совокупность  повреждений у лиц, находящихся на воинской службе.

 

 2)Профилактика травматизма

Транспортный. Во многих странах проводятся мероприятия, связанные с повышением безопасности дорожно-транспорт­ного движения, включающие: улучшение дорожной сети, ус­тановление ограничений скорости, введение правил, тре­бующих использования ремней безопасности и др. Особое значение имеет принятие жестких по выявлению и запрещению вождения в алкогольном и нар­котическом опьянении.

Интенсивность нарастания автомобильного травматизма дает право причислить его к тем проблемам, которые имеют важное социальное значение во всех странах мира.

В предотвращении ДТП заинтересованы все, кто участвует в уличном и дорожном движении, но особое внимание следу­ет обратить на водителей автомототранспорта.

Производственный травматизм. Для разработки профилактических мероприятий по борьбе с производственным травматизмом проводится расследование, учет и анализ несчастных случаев на производстве.

Расследование и учет несчастных случаев проводятся в со­ответствии с «Положением о расследовании и учете несчаст­ных случаев на производстве», №279 от 11.03.99 г.

Важную роль в профилактике производственного травма­тизма играют организационные мероприятия, выполнение требований ГОСТа по обучению и проведению инструктажа работающих, а также технические меро­приятия.

 

Профилактика спортивного травматизма строится в первую очередь на устранении причин, которые приводят к спортив­ной травме.

Для профилактики травматизма, возникающего из-за не­правильной организации учебно-тренировочного процесса и соревнований, необходимо правильное планирование учебно-тренировочного процесса, разработка индивидуальных планов спорт­сменов, обеспечение надежной страховки спортсменов  и др.

Для предупреждения травм, связанных со скученностью и перегрузкой мест занятий, необходимо следить за выполнени­ем установленных санитарных норм на каждого занимающе­гося.

Для профилактики травматизма, обусловленного отсутст­вием врачебного контроля, его нарушениями или недостаточ­ностью, необходимо обязательное проведение предварительного врачебного контроля; проведение повторных (не реже 1 раза в год) медицин­ских осмотров спортсменов и др.

 

                             Детский травматизм

В последние десятилетия от травм и других несчастных случаев погибает во много раз больше детей, чем от инфекционных заболеваний. Травмы являются одной из основных причин детской инвалидности. Поэтому детский травматизм и его предупреждение являются важной социаль­ной проблемой.

Показатель рассчитывается на оп­ределенное число детского населения (обычно на 1000). В 2001 г. в России первичный травматизм среди детей составила 91,8 на 1000, уровень показателя с 1995 г. возрос в 1,2 раза.

Причины и структура детского травматизма изменяются в зависимости от возраста, психического и физического разви­тия ребенка.

В общей структуре травматизма у де­тей на долю поверхностных травм приходится 36%, раны со­ставляют 18%, переломы костей конечностей - 19,6%.

Важной предпосылкой профилактики повреждений являет­ся изучение причин травм.

На долю бытового травматизма у детей приходится 39,3 % всех травм. Они же являются основной причиной гибели детей. Ведущими повреждениями при быто­вых травмах являются ушибы, гематомы, ссадины - 31,9%, раны - 20,7 %; переломы - 17,3%.

Основные факторы, определяющими бытовой травма­тизм: отсутствие надзора за детьми; недостаток оборудованных мест для игр детей и др.

Уличные травмы составляют 34,8 % всех травм. Сюда же относятся все случаи утоплений. В профилактике уличного травматизма ведущую роль играют организация детского досуга под наблюдением родителей и педагогов, воспитательная работа среди детей, приведение в должное техническое состояние домовладений и подсобных построек, уборка улиц, особенно в период гололеда и листо­пада.

Школьный травматизм составляет - 15,9%. Большинство травм происходит во внеучебное время. Иногда причиной таких травм являются административно-хозяйственные неполадки. Около 30% травм в школе про­исходит в учебное время на уроках физкультуры и труда.

На транспортный травматизм у детей приходится всего 1,2 %, однако этот вид является наиболее тяжелым. При этом погибают от полученных травм 30 - 35% пострадавших. Наибольшее ко­личество травм приходится на школьный возраст, осо­бенно на 1 - 4-й классы.

В профилактике ДТП большая роль принадлежит ГИБДД, в работе которой особое место занимают занятия с детьми, выступления в средствах массовой информации об имевших место дорожно-транспортных происшествиях.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТРАВМАХ

Организация медицинской помощи при травматизме требует определенной специфики, и должна отличаться от организации помощи при большинстве заболеваний.

Первые самостоятельные травматологические отделения были организованы в нашей стране в 1919 году по инициативе А.Л.Поленова.

В условиях оказания специализирован­ной травматологической помощи неудовлетворительные резуль­таты лечения повреждений составляли 3- 4%, а при лечении в общехирургических отделениях этот показатель доходил в отдельные годы до 35%.

Одним из основных принципов правильной организации помощи при травмах считается приближение первой помощи к месту происшествия.

Вторым принципом можно считать этапность оказания помощи при многих травмах. Вы­деляют 4 этапа:

1 - это первая помощь,

2 - врачебная добольничная помощь,

3 – стационарная помощь,

4 - вос­становительное лечение.

Из общего числа пострадавших 90-95% нуждаются только в амбулаторной помощи, а из числа лиц с травмами, получивших стационарную помощь практически все после выписки из боль­ницы направляются на амбулаторное лечение.

В зависимости от численности населения территориальная амбулаторная трав­матологическая помощь может быть организована по-разному. В городах с небольшой численностью населения пострадавшие для получения амбулаторной помощи обращаются в хирурги­ческие кабинеты поликлиники или в часы, когда поликлиника не работает, в приемное отделение стационара. Такая орга­низация по целому ряду причин не является оптимальной. Поэтому при наличии возможности в поликлинике выделяют отдельные травматологические приемы - травматологические кабинеты. Правда, и специализированные кабинеты работают только во время работы поликлиники.

Наиболее оптимальной формой организации амбула­торной травматологической помощи является организация трав­матологических пунктов, которые открывают обычно при поли­клинике, но могут быть открыты и вне поликлиники, в приспособленном помещении. Важно, чтобы такой пункт работал круглосуточно и круглосуточно при нем действовал рентгеновский кабинет. Часто больные получают там первую помощь и направляются в стационар, а подавляющее число пострадавших получают в травматологическом пункте не только первую квалифицированную помощь, но и полное лечение - до выздоровления, причем основная масса лечится от первой помощи до выздоровления у одного и того же врача.

Орга­низация травматологических пунктов является наиболее опти­мальной формой амбулаторной помощи пострадавшим с травмами. Открывать травматологические пункты можно лишь в достаточно крупных городах или административных районах городов с населением 150-200 тыс.

Около 5-10% пострадавших с травмами нуждаются в госпитализации. Причем в последние годы отмечается четкая тенденция к заметному увеличению этого показателя. Это, как правило, наиболее тяжелые травмы.

Наиболее оптимальной организацией стационарной помощи травматологическим боль­ным является госпитализация их в специализированные травматологические отделения, поскольку в таких отделениях работают специалисты-травматологи и они лучше оснащены необходимой аппаратурой и медицинской техникой.

Важной медико-социальной задачей является организация восстановительного лечения и реабилитация больных и инва­лидов вследствие несчастных случаев.

Категория: ОЗЗ, Биоэтика | Добавил: Креатив (05.10.2008)
Просмотров: 37474 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 ася  
angry

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
РязГМУ имени академика И.П. Павлова © 2024