МЕТОДЫ ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
1. МЕТОДЫ ОПЛАТЫ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ
В зависимости от выбранной единицы
возможны следующие главные методы оплаты амбулаторно-поликлинической помощи:
1.
Гонорарные методы:
а) за фактическое количество
технологических операций, отдельных лечебно-диагностических мероприятий
(простых услуг);
б) за фактическое количество
посещений;
в)
за фактическое количество законченных случаев амбулаторной помощи;
2. подушевое финансирование на объем
собственной деятельности амбулаторно-поликлинического звена;
3. полное фондодержание и частичное
фондодержание;
4. оплата за комплексную
амбулаторно-поликлиническую услугу (на основе подушевого норматива за общий
объем внебольничной помощи).
1. Гонорарные методы оплаты предполагают
оплату каждой детальной услуги. Степень детализации может быть различна.
Единицей оплаты может быть прием врача или медсестры. Иногда расчеты ведутся на
основе тарифов, установленных для простых услуг. Врач принимает пациента,
оказывает ему набор услуг и получает за это гонорар по твердым тарифам. Эти
методы объединяет то, что оплате подлежит фактический объем оказанных услуг.
Достоинство гонорарных методов состоит
в том, что они позволяют стимулировать объем оказываемых услуг.
Главный недостаток гонорарных методов
— утрата экономической заинтересованности и ответственности первичного звена
медицинской помощи за улучшение здоровья пациентов: чем больше больных людей,
тем больше посещений и выше выручка поликлиники.
Потенциальный недостаток — возможность
необоснованного расширения объема услуг, превышающего финансовые ресурсы
страховщика и искажающие заложенные в программе государственных гарантий
приоритеты и объемные показатели. В условиях слабой информированности пациента
о наборе необходимых, услуг врачи могут неоправданно увеличивать число
посещений и простых услуг, что приводит к завышению длительности и стоимости
лечения.
Для нейтрализации этого недостатка
страховщик может контролировать обоснованность оказываемых услуг, отказывая
медикам в оплате выявленных случаев завышения объемов услуг.
Гонорарные методы могут быть
преобразованы в условно-гонорарные. Для этого тарифы на услуги устанавливаются
в баллах: каждой услуге соответствует определенное число баллов (например,
осмотр оценивается в 5 баллов, а ФГС — в 30 баллов). При этом фиксируется общий
объем финансирования амбулаторных услуг. Медики получают плату за набранное
число баллов, но не выше согласованной суммы финансирования.
Более сложный вариант гонорарного
метода — оплата законченного случая амбулаторного лечения. Оплата
осуществляется на основе нормативной стоимости лечения независимо от
фактического числа посещений, фактического объёма медицинских услуг.
Нормативная стоимость обычно определяется на основе стандартов медицинских
технологий или медико-экономических стандартов. Оплата законченных случаев
ориентирует врачей на увеличение числа пролеченных больных и сокращение сроков
лечения.
2. Подушевое финансирование на объем
собственной деятельности амбулаторно-поликлинического звена (территориальной
поликлиники, звена участковых врачей в составе поликлиники и так далее). Этот
метод финансирования предполагает передачу средств в расчете на одного
застрахованного, в том числе и на здорового, который может вообще не обращаться
к медикам. При этом размер подушевого финансирования дифференцируется в
зависимости от состава прикрепившихся. Обычно рассчитывается коэффициент,
отражающий разницу в затратах по возрасту и полу. Соответственно, поликлиника,
к которой приписано больше стариков и детей, получает более высокий норматив
финансирования.
Достоинства метода:
1. Этот метод не требует обработки счетов за каждую
оказанную услугу. В этом его достоинство для страховщиков. Расходы на
проведение расчетов резко снижаются.
2. Повышается степень предсказуемости
расходов. Поликлиника не заинтересована в увеличении числа посещений,
обследований, консультаций; появляются стимулы к профилактике заболеваний.
Недостаток метода состоит в том, что
он не создает стимулов к интенсивной работе первичного звена. Пациента
направляют к специалистам и в стационар, перекладывая на них свою нагрузку.
Этот недостаток в какой-то мере
нейтрализуется проведением экспертизы обоснованности направлений на
госпитализацию и к узким специалистам.
3. Полное или частичное фондодержание.
Фондодержание — это метод подушевой оплаты амбулаторно-поликлинического звена
за каждого пациента, при котором в нормативе его финансирования
предусматривается оплата не только собственной деятельности, но и услуг других
медицинских организаций (поликлиник, диагностических центров, стационаров и
других). Это — предварительный метод оплаты. Учетная единица — комплексная
медицинская услуга.
Обычно используется частичное
фондодержание, при котором в состав норматива финансирования входит часть
расходов на стационарную помощь. Чем шире объем услуг, оказываемых собственными
силами, тем больше средств остается в распоряжении поликлиники. В результате
повышается заинтересованность в увеличении объема внебольничной помощи, снижается
число необоснованных госпитализаций. Поликлиника заинтересована в сокращении
вызовов скорой и неотложной помощи, поскольку за каждый вызов приходится
платить.
Недостаток этого метода в том, что
врачи могут необоснованно задерживать направления пациентов в стационар.
Самым эффективным условием реализации
метода полного фондодержания является конкуренция медиков.
В условиях ОМС контроль за объемом и
качеством оказываемых услуг осуществляет страховщик. Его задача — не допустить
задержек направлений пациентов в стационар, а также на дополнительные
консультации и обследование.
4. Финансирование на комплексную амбулаторно-поликлиническую
услугу (подушевое финансирование поликлиники на общий объем
внебольничной помощи). В этом случае поликлинике передаются средства только на
амбулаторную помощь, включая те виды, которые она не может предоставить сама. В
этот норматив входят расходы на специализированное обследование,
консультирование и лечение.
При таком методе оплаты нет стимулов к
необоснованному увеличению числа посещений, обследований и консультаций. Врачам
поликлиник выгодно брать на себя основную нагрузку по оказанию специализированной
амбулаторной помощи, не перекладывая ее на другие учреждения.
Недостаток в том, что поликлиника
заинтересована направлять в стационары тех больных, которых можно лечить
амбулаторно, поскольку стационар для нее бесплатен.
Кроме того, получив средства на
проведение специализированной внебольничной помощи, поликлиника может необоснованно
снижать объем обследований и лечения при конкретном заболевании.
2.
МЕТОДЫ ОПЛАТЫ
СТАЦИОНАРНОЙ ПОМОЩИ.
При оплате стационарной помощи
используются следующие главные единицы учета объемов:
1.
койко-день;
2. законченный случай лечения, может
быть по отдельным специальностям (например, средний хирургический случай
лечения) или по отдельным нозологическим единицам, диагностическим группам или
другим единицам, взятых за основу кодирования услуг (например, случай лечения
астмы);
3. оплата на основе плановых объемов
стационарной помощи.
Под законченным случаем понимается
соответствие достигнутого результата действующим стандартам. Чаще всего
медико-экономические стандарты. Они устанавливают требования к процессу
оказания помощи по каждому диагнозу (используемые лекарства, необходимые
исследования, консультации и проч.) и к результату лечения. Выполнение этих
требований дает основания говорить о законченности случая лечения.
Каждая из перечисленных единиц учета
может быть использована при оплате за фактические и за плановые объемы
стационарной помощи. Например, можно оплачивать больнице те случаи, которые
сама больница определила для стационарного лечения (т.е. согласилась со всеми
направлениями поликлиники), используя при этом законченный случай лечения как
единицу учета. А можно вести расчеты за плановое число таких случаев на основе
той же единицы учета.
1. Оплата проведенных койко-дней. Сумма
выплат в этом случае равна произведению фактического числа койко-дней на
фиксированную ставку затрат на койко-день. В России обычно используется показатель
койко-дней по профилям отделений.
Достоинство метода — его простота. Расчет с больницами сводится к
подсчету числа дней, проведенных пациентом в стационаре.
Недостатки:
1. метод стимулирует увеличение сроков
пребывания пациентов на больничной койке. Поскольку основная нагрузка в
стационаре приходится на первые дни пребывания больного, а последующие дни лечения
обходятся намного дешевле, у больницы появляется заинтересованность в
увеличении числа менее «дорогостоящих» дней лечения;
2. этот метод слабо учитывает различия
в интенсивности и стоимости лечения больных с разными диагнозами.
2. Оплата законченного случая стационарного лечения.
Этот метод отражает реальную структуру работ в стационаре. В качестве единицы
расчетов принимается законченный случай по отдельным диагнозам или чаще – по
диагностическим группам. В отдельную группу выделяются заболевания с примерно
одинаковыми затратами на лечение. Для каждой группы устанавливается единый
тариф. При расчете используются медико-экономические стандарты.
Оплата за пролеченного больного
осуществляется не на основе фактических затрат, а по заранее определенной
стоимости лечения законченного случая.
Достоинство метода в том, что
возникает заинтересованность в интенсификации лечения и сокращении срока
госпитализации. Больница не заинтересована держать пациента до окончания
нормативного срока госпитализации.
Недостатки метода:
1. так как оплачивается фактическое
число случаев, то возникающая экономия от сокращения сроков госпитализации
может легко перекрываться потерями от наращивания необоснованных госпитализаций.
Общее число койко-дней будет расти.
2. больница заинтересована в снижении
объема услуг;
3. большинство случаев госпитализации
стараются отнести к группе с более высокими ставками возмещения;
4. возникает стимул к увеличению
повторных госпитализаций. Один и тот же случай лечения превращается в два
случая, подлежащих оплате.
Эти недостатки могут компенсироваться
проведением медико-экономической экспертизы.
3. Метод оплаты на основе плановых объемов стационарной
помощи — это метод стимулирования конкуренции медицинских
организаций. План-заказ страховщика может размещаться на конкурсной основе. При
этом важно обеспечить возможность сравнивать параметры заявок, с которыми
выступают отдельные организации. Это важно не только для страховщика как
покупателя медицинской помощи, но и для самих медиков. На такой основе можно
корректировать заявки с учетом действий других организаций.
Параметры конкурсного отбора — это,
прежде всего, объемы помощи, которые больница готова оказать, а также
требования к качеству медицинских услуг. Последние формируются органом
управления здравоохранения и страховщиком. Предпочтение отдается тем больницам,
которые способны обеспечить более высокие показатели качества.
Кроме того, конкурсное размещение
заказа может быть основано на цене услуг.
3. ТАРИФЫ НА МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ В СИСТЕМЕ ОМС
Страховая система оплаты медицинской
помощи по своей сути является адресной. При этом важно, чтобы застрахованным и
страхователям была предоставлена реальная возможность осуществления контроля за
использованием страховых средств. Главная проблема страховой медицины
заключается в необходимости обеспечения реальной доступности медицинской помощи
для застрахованных. Решение этой проблемы требует оптимального распределения
финансовых ресурсов на оплату медицинской помощи, оказываемой различным группам
населения.
С 1993 года в России началось
формирование механизмов финансового взаимодействия и расходования средств в
системе обязательного медицинского страхования (ОМС). В соответствии с действующим
законодательством страхователи в обязательном порядке перечисляют страховые
взносы в территориальные фонды ОМС, которые аккумулируют их и за их счет в
последующем осуществляют финансирование страховщиков (то есть страховых
медицинских организаций или филиалов территориального фонда обязательного
медицинского страхования) по заранее рассчитанным дифференциальным
среднедушевым нормативам.
Медицинские учреждения, независимо от
формы собственности, могут финансироваться страховщиками на основе
соответствующих договоров путем оплаты медицинских услуг по заранее
согласованным тарифам или по финансовым нормативам, которые могут быть
индивидуальными для каждого конкретного ЛПУ или групповыми - для однотипных
ЛПУ.
Цена - денежное выражение стоимости товара
(услуги), рыночный параметр, характеризующий экономические отношения между
продавцами и покупателями по поводу купли-продажи товаров и услуг.
Тарифы
на медицинские услуги - цены,
устанавливаемые по соглашению сторон. Они устанавливаются только на те
виды медицинской помощи, которые включаются в территориальные
программы обязательного медицинского страхования и отражают денежные суммы,
определяющие уровень возмещения расходов медицинских организаций по выполнению
этой программы и состав этих расходов. В тарифах должна учитываться следующая
классификация расходов:
Расходы медучреждения =
Текущие затраты + Средства на развитие медучреждения
На каждой территории величина тарифов и их
состав соответствуют финансовым возможностям субъектов Федерации.
В структуре тарифов на медицинские
услуги не выделяется ни себестоимость, ни прибыль.
Тарифы на медицинские услуги в системе
ОМС устанавливаются соглашением между страховыми медицинскими организациями,
местной администрацией и профессиональными медицинскими ассоциациями.
Тарифы на медицинские и иные услуги
при добровольном медицинском страховании устанавливаются по соглашению между
страховой медицинской организацией и предприятием, учреждением или лицом,
предоставляющим эти услуги.
Расчет между страховыми организациями
и учреждениями здравоохранения осуществляется по прейскуранту. Прейскурант
разрабатывается в соответствии с методикой расчета тарифов на медицинские
услуги.
ещё файлы и статьи |