В любом государстве с развитой экономикой определенный пакет медицинских услуг предоставляется гражданам вне зависимости от степени их участия в финансировании этих услуг. В Российской Федерации бесплатное предоставление медицинских услуг гражданам закреплено в статье 41 Конституции РФ. В условиях рыночной экономики ресурсы, которые государство может предоставить, огра-ничены. Одной из мер повышения эффективности использования ресурсов, является переход от содержания государством сети бюджетных учреждений к финансированию пакетов государствен-ных и муниципальных услуг.
Это закреплено в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в котором введено понятие минимального государственного социального стандарта. Минимальный государственный социальный стандарт - это пакет государственных и муниципальных услуг, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе гарантируется государством на всей территории РФ, за счет финансирования из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.
Минимальные социальные стандарты закрепляют принципы социальной и географической справедливости при предоставлении государственных и муниципальных услуг. В соответствии со ст. 7 Бюджетного кодекса РФ, установление таких стандартов, а также норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
В здравоохранении роль минимального социального стандарта выполняет Программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, которая принимается Правительством РФ и финансируется за счет бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования. Поэтому в состав Программы государственных гарантий входит базовая программа ОМС.
Для реализации обязательств государства по предоставлению населению государственных и муниципальных медицинских услуг необходимо соблюдение 2-х условий: 1) наличие баланса между обязательствами государства и средствами, выделяемыми для их реализации (бюджета и ОМС), 2) обеспечение эффективного использования ресурсов в процессе выполнения этих гарантий. Поскольку финансовые средства всегда ограничены, а потребности населения в медицинской помощи практически безграничны, для обеспечения этого баланса необходимо чтобы: 1.обязательства государства были максимально конкретными. 2.минимальный социальный стандарт содержал конкретный перечень заболеваний и видов медицинской помощи, оказываемых населению бесплатно на всей территории страны (состав пакета гарантий), а также регламентировал объемы медицинской помощи и затраты на ее оказание. Начиная с 1998 г., Программа ежегодно утверждается Постановлением Правительства Россий-ской Федерации. Основные задачи Программы: 1) создание единого правового и экономического механизма реализации конституционных прав граждан на получение гарантированной (бесплатной) медицинской помощи; 2) создание единой системы планирования и финансирования медицинской помощи; 3) обеспечение баланса между обязательствами государства по предоставлению населению гарантированной (бесплатной) медицинской помощи и выделяемых для этого ресурсов.
Основные принципы построения Программы: 1) соответствие утверждаемых объемов медицинской помощи структуре и уровню заболевае-мости населения; 2) соответствие финансовых средств, выделяемых на основе утвержденного подушевого нор-матива, затратам, необходимым для оказания населению гарантированной (бесплатной) медицин-ской помощи; 3) соблюдение ответственности органов исполнительной власти всех уровней за реализацию Программы. Разделы Программы Госгарнтий: 1 раздел - общие положения, 2 - перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно, 3 - базовая программа обязательного медицинского страхования, 4 - виды медицинской помощи, предоставляемые населению за счет бюджетов всех уровней, 5 - объемы медицинской помощи, 6 - подушевые нормативы финансирования здравоохранения, обеспечивающие предоставление гарантированных объемов медицинской помощи. Территориальные программы государственных гарантий. Принимаются субъектами РФ и не могут быть ниже минимального социального стандарта. Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ утверждаются на фе-деральном уровне. Территориальная Программа государственных гарантий представляет собой пакет документов, определяющих перечень заболеваний, видов, объемов, условий предоставления и финансирова-ния медицинской помощи, оказываемой населению за счет средств бюджетов всех уровней, средств ОМС, и содержит территориальные нормативы объемов различных видов медицинской помощи и показатели их финансового обеспечения. Цель территориальной Программы: реализация конституционных прав граждан на территории субъекта Российской Федерации в получении бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества. Основные задачи территориальной Программы: 1) консолидация государственных источников финансирования для обеспечения населения га-рантированной (бесплатной) медицинской помощью; 2) обеспечение сбалансированности обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств; 3) повышение эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения. Основные принципы формирования территориальной Программы: 1) обоснование потребности населения территории в медицинской помощи, с учетом особенно-стей демографического состава, уровня и структуры заболеваемости населения; 2) обеспечение соответствия гарантируемых объемов медицинской помощи нормативам и стандартам оказания медицинской помощи, предусмотренных Программой; 3) научное обоснование необходимых материальных и финансовых затрат на соответствующую единицу объема медицинской помощи; 4) обеспечение сбалансированности объемов и структуры гарантируемой медицинской помощи и финансовых средств, необходимых для ее реализации; 5) повышение эффективности использования ресурсной базы здравоохранения за счет оптими-зации структуры и мощности территориальной сети учреждений здравоохранения и внедрения ре-сурсосберегающих медицинских технологий.
Разделы территориальной Программы: 1 - перечень заболеваний и видов медицинской помощи, представляемой населению бесплатно за счет бюджетов всех уровней и за счет средств ОМС; 2 - перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, и учреждений, финансиру-емых из бюджета; 3) муниципальный заказ - согласованные объемы медицинской помощи и размер их финанси-рования для муниципальных образований; 4) план реализации государственного и муниципальных заказов организациями здравоохране-ния субъекта РФ и организациями здравоохранения, расположенными за пределами данной тер-ритории; 5) перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения; 6) условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи на территории субъек-та РФ; 7) сводный расчет объемов и стоимости Программы. Сводная стоимость территориальной Программы включает: 1) стоимость объемов гарантированной (бесплатной) медицинской помощи; 2) стоимость других видов помощи (служба переливания крови, патологоанатомическая служба, бюро судебно-медицинской экспертизы, центры профилактической медицины, организационно-методические отделы государственных учреждений здравоохранения и др.); 3) расходы на содержание административно-управленческого аппарата системы ОМС (терри-ториальных фондов ОМС, страховых медицинских организаций). С целью координации действий и повышения эффективности использования ресурсов в реали-зации территориальных Программ между Министерством здравоохранения РФ, Федеральным фондом ОМС и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключается Соглашение, в рамках которого ежегодно согласовываются и утверждаются ряд приложений, например: 1) «План реструктуризации сети медицинских учреждений субъекта Российской Федерации»; 2) «Перечень медицинского оборудования, лекарственных средств и изделий медицинского назначения для выполнения на территории субъекта Российской Федерации федеральных целевых программ»; 3) «Объемы высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в учреждениях здравоохранения федерального подчинения в конкретном году для субъекта Российской Федера-ции»; 4) «Санаторно-курортное лечение детей и взрослых в санаторно-курортных учреждениях феде-рального подчинения»; 5) «Подготовка специалистов в системе непрерывного медицинского и фармацевтического об-разования для субъекта Российской Федерации, в том числе для системы ОМС» и др. Комплексные целевые медико-социальные программы Комплексное программно-целевое планирование предусматривает разработку медико-социальных программ на основе выбранных приоритетов в охране здоровья населения. Такой подход позволяет в условиях дефицита финансовых, материальных и других ресурсов концентри-ровать их на наиболее приоритетных направлениях развития здравоохранения, достигая тем са-мым максимальных результатов в наиболее сжатые сроки. Участие в реализации этих программ различных служб и ведомств обеспечивает комплексный межведомственный подход в достижении поставленных целей. Комплексная целевая программа – это директивный документ, который содержит согласо-ванный по срокам, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий для эффективного решения поставленных задач. Разработка и реализация комплексных целевых медико-социальных программ является одним из перспективных направлений совершенствования управления здравоохранением и, как результат этого, — повышения качества медицинской помощи. Комплексные целевые программы могут разрабатываться на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления здравоохранением. Источники финансирования программ: 1) средства бюджетов всех уровней (федерального, регионального, муниципального); 2) средства государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд ОМС, Фонд социального страхования РФ); 3) средства других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Как правило, финансовое обеспечение целевых программ осуществляется из разных источни-ков в рамках заключенных соглашений, на условиях совместного финансирования. В настоящее время в области охраны здоровья населения Российской Федерации действует ряд целевых программ, наиболее значимыми из которых являются: 1) «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002—2006 гг.)», кото-рая включает подпрограммы: «Сахарный диабет»; «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России»; «О мерах по разви-тию онкологической помощи населению Российской Федерации»; «Неотложные меры по преду-преждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом имму-нодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)» и некоторые другие. 2) «Дети России на 2003—2006 гг.», которая включает подпрограммы: «Дети-инвалиды»; «Здоровый ребенок»; и др. 3) «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обо-роту на 2002— 2004 гг.» и другие.
ещё файлы и статьи |