Юмор экзаменационные вопросы учебное пособие офтальмология расписание неврология фармакология дневник интерна интернатура новости РязГМУ концерты студенческая весна лечебный факультет Стоматология Спорт праздники Практическое руководство практическое пособие Турклуб THELEOS PDF Мисс РязГМУ нейрохирургия DjVu РязГМУ Рязань
   
Воскресенье, 22.12.2024, 19:27
Приветствую Вас абитуриент
Главная | Регистрация | Вход
Сайт студентов РязГМУ им. акад. И. П. Павлова
Главная » Файлы » ОЗЗ

Программа государственных гарантий ОКАЗАНИЯ НАСЕЛЕНИЮ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Лекция 1
05.01.2010, 01:36

В любом государстве с развитой экономикой определенный пакет медицинских услуг предоставляется гражданам вне зависимости от степени их участия в финансировании этих услуг. В Российской Федерации бесплатное предоставление медицинских услуг гражданам закреплено в статье 41 Конституции РФ.

В условиях рыночной экономики ресурсы, которые государство может предоставить, огра-ничены. Одной из мер повышения эффективности использования ресурсов, является переход от содержания государством сети бюджетных учреждений к финансированию пакетов государствен-ных и муниципальных услуг.

Это закреплено в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в котором введено понятие минимального государственного социального стандарта. Минимальный государственный социальный стандарт - это пакет государственных и муниципальных услуг, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе гарантируется государством на всей территории РФ, за счет финансирования из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Минимальные социальные стандарты закрепляют принципы социальной и географической справедливости при предоставлении государственных и муниципальных услуг. В соответствии со ст. 7 Бюджетного кодекса РФ, установление таких стандартов, а также норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг относится к компетенции федеральных органов государственной власти.

В здравоохранении роль минимального социального стандарта выполняет Программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, которая принимается Правительством РФ и финансируется за счет бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования. Поэтому в состав Программы государственных гарантий входит базовая программа ОМС.

Для реализации обязательств государства по предоставлению населению государственных и муниципальных медицинских услуг необходимо соблюдение 2-х условий:
1) наличие баланса между обязательствами государства и средствами, выделяемыми для их реализации (бюджета и ОМС),
2) обеспечение эффективного использования ресурсов в процессе выполнения этих гарантий.
Поскольку финансовые средства всегда ограничены, а потребности населения в медицинской помощи практически безграничны, для обеспечения этого баланса необходимо чтобы:
1.обязательства государства были максимально конкретными.
2.минимальный социальный стандарт содержал конкретный перечень заболеваний и видов медицинской помощи, оказываемых населению бесплатно на всей территории страны (состав пакета гарантий), а также регламентировал объемы медицинской помощи и затраты на ее оказание.
Начиная с 1998 г., Программа ежегодно утверждается Постановлением Правительства Россий-ской Федерации.
Основные задачи Программы:
1) создание единого правового и экономического механизма реализации конституционных прав граждан на получение гарантированной (бесплатной) медицинской помощи;
2) создание единой системы планирования и финансирования медицинской помощи;
3) обеспечение баланса между обязательствами государства по предоставлению населению гарантированной (бесплатной) медицинской помощи и выделяемых для этого ресурсов.


Основные принципы построения Программы:
1) соответствие утверждаемых объемов медицинской помощи структуре и уровню заболевае-мости населения;
2) соответствие финансовых средств, выделяемых на основе утвержденного подушевого нор-матива, затратам, необходимым для оказания населению гарантированной (бесплатной) медицин-ской помощи;
3) соблюдение ответственности органов исполнительной власти всех уровней за реализацию Программы.
Разделы Программы Госгарнтий:
1 раздел - общие положения,
2 - перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно,
3 - базовая программа обязательного медицинского страхования,
4 - виды медицинской помощи, предоставляемые населению за счет бюджетов всех уровней,
5 - объемы медицинской помощи,
6 - подушевые нормативы финансирования здравоохранения, обеспечивающие предоставление гарантированных объемов медицинской помощи.
Территориальные программы государственных гарантий. Принимаются субъектами РФ и не могут быть ниже минимального социального стандарта. Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ утверждаются на фе-деральном уровне.
Территориальная Программа государственных гарантий представляет собой пакет документов, определяющих перечень заболеваний, видов, объемов, условий предоставления и финансирова-ния медицинской помощи, оказываемой населению за счет средств бюджетов всех уровней, средств ОМС, и содержит территориальные нормативы объемов различных видов медицинской помощи и показатели их финансового обеспечения.
Цель территориальной Программы: реализация конституционных прав граждан на территории субъекта Российской Федерации в получении бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества.
Основные задачи территориальной Программы:
1) консолидация государственных источников финансирования для обеспечения населения га-рантированной (бесплатной) медицинской помощью;
2) обеспечение сбалансированности обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств;
3) повышение эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения.
Основные принципы формирования территориальной Программы:
1) обоснование потребности населения территории в медицинской помощи, с учетом особенно-стей демографического состава, уровня и структуры заболеваемости населения;
2) обеспечение соответствия гарантируемых объемов медицинской помощи нормативам и стандартам оказания медицинской помощи, предусмотренных Программой;
3) научное обоснование необходимых материальных и финансовых затрат на соответствующую единицу объема медицинской помощи;
4) обеспечение сбалансированности объемов и структуры гарантируемой медицинской помощи и финансовых средств, необходимых для ее реализации;
5) повышение эффективности использования ресурсной базы здравоохранения за счет оптими-зации структуры и мощности территориальной сети учреждений здравоохранения и внедрения ре-сурсосберегающих медицинских технологий.

Разделы территориальной Программы:
1 - перечень заболеваний и видов медицинской помощи, представляемой населению бесплатно за счет бюджетов всех уровней и за счет средств ОМС;
2 - перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, и учреждений, финансиру-емых из бюджета;
3) муниципальный заказ - согласованные объемы медицинской помощи и размер их финанси-рования для муниципальных образований;
4) план реализации государственного и муниципальных заказов организациями здравоохране-ния субъекта РФ и организациями здравоохранения, расположенными за пределами данной тер-ритории;
5) перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения;
6) условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи на территории субъек-та РФ;
7) сводный расчет объемов и стоимости Программы.
Сводная стоимость территориальной Программы включает:
1) стоимость объемов гарантированной (бесплатной) медицинской помощи;
2) стоимость других видов помощи (служба переливания крови, патологоанатомическая служба, бюро судебно-медицинской экспертизы, центры профилактической медицины, организационно-методические отделы государственных учреждений здравоохранения и др.);
3) расходы на содержание административно-управленческого аппарата системы ОМС (терри-ториальных фондов ОМС, страховых медицинских организаций).
С целью координации действий и повышения эффективности использования ресурсов в реали-зации территориальных Программ между Министерством здравоохранения РФ, Федеральным фондом ОМС и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключается Соглашение, в рамках которого ежегодно согласовываются и утверждаются ряд приложений, например:
1) «План реструктуризации сети медицинских учреждений субъекта Российской Федерации»;
2) «Перечень медицинского оборудования, лекарственных средств и изделий медицинского назначения для выполнения на территории субъекта Российской Федерации федеральных целевых программ»;
3) «Объемы высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в учреждениях здравоохранения федерального подчинения в конкретном году для субъекта Российской Федера-ции»;
4) «Санаторно-курортное лечение детей и взрослых в санаторно-курортных учреждениях феде-рального подчинения»;
5) «Подготовка специалистов в системе непрерывного медицинского и фармацевтического об-разования для субъекта Российской Федерации, в том числе для системы ОМС» и др.
Комплексные целевые медико-социальные программы
Комплексное программно-целевое планирование предусматривает разработку медико-социальных программ на основе выбранных приоритетов в охране здоровья населения. Такой подход позволяет в условиях дефицита финансовых, материальных и других ресурсов концентри-ровать их на наиболее приоритетных направлениях развития здравоохранения, достигая тем са-мым максимальных результатов в наиболее сжатые сроки. Участие в реализации этих программ различных служб и ведомств обеспечивает комплексный межведомственный подход в достижении поставленных целей.
Комплексная целевая программа – это директивный документ, который содержит согласо-ванный по срокам, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий для эффективного решения поставленных задач.
Разработка и реализация комплексных целевых медико-социальных программ является одним из перспективных направлений совершенствования управления здравоохранением и, как результат этого, — повышения качества медицинской помощи.
Комплексные целевые программы могут разрабатываться на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления здравоохранением.
Источники финансирования программ:
1) средства бюджетов всех уровней (федерального, регионального, муниципального);
2) средства государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд ОМС, Фонд социального страхования РФ);
3) средства других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Как правило, финансовое обеспечение целевых программ осуществляется из разных источни-ков в рамках заключенных соглашений, на условиях совместного финансирования.
В настоящее время в области охраны здоровья населения Российской Федерации действует ряд целевых программ, наиболее значимыми из которых являются:
1) «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002—2006 гг.)», кото-рая включает подпрограммы:
«Сахарный диабет»; «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России»; «О мерах по разви-тию онкологической помощи населению Российской Федерации»; «Неотложные меры по преду-преждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом имму-нодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)» и некоторые другие.
2) «Дети России на 2003—2006 гг.», которая включает подпрограммы:
«Дети-инвалиды»; «Здоровый ребенок»; и др.
3) «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обо-роту на 2002— 2004 гг.» и другие.



ещё файлы и статьи
Категория: ОЗЗ | Добавил: RznGMU | Теги: ОЗиЗ, Государство, Медицинская помощь, лекции
Просмотров: 12277 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
РязГМУ имени академика И.П. Павлова © 2024