Комплексные
программы первичной медико-санитарной помощи.
ВОЗ разработаны
три основные программы (1984-1989, 1990-1995 и 1996-2001 г.г), являющиеся
основой национальной и международной деятельности по охране здоровья. Среди них
эксперты ВОЗ выделили важнейшие, например, уничтожения оспы и малярии, а также
на внедрении расширенных программ иммунизации.
В программах
отмечено, что недостаточность финансирования систем здравоохранения, а также
растущие расходы на стационарное лечение в ущерб другим отраслям
здравоохранения должны стать предметом особого внимания, поскольку очевидна необходимость
изменения приоритетов с акцентом на профилактику и первичную помощь.
ВОЗ особо
подчеркивается право и обязанность людей участвовать в планировании и реализации
мероприятий по медицинскому обеспечению населения, а также научную, социальную
и экономическую обоснованность применяемых медицинских технологий.
Для улучшения
состояния здоровья населения была подчеркнута необходимость координации деятельности
между здравоохранением и другими отраслями (межотраслевая кооперация).
Для
реализации этих программ в 1995 г., учитывая, что в развивающихся странах
меняются демографические, политические и экономические условия, а в развитых
странах - потребности систем здравоохранения, ВОЗ призвала весь мир принять
обязательство «добиться значительного прогресса на пути к улучшению здоровья и
обеспечить соответствующее развитие медицинских служб». При этом были
определены следующие задачи:
1) превратить
проблемы здравоохранения и условий жизни в аспект политического мировоззрения;
2) обеспечить
больным общедоступную медицинскую помощь;
3)
активизировать деятельность в области охраны здоровья;
4) заняться
профилактикой и контролем отдельных болезней.
Задача
общественного здравоохранения - использовать все возможные существующие методы,
чтобы предотвратить болезни, преждевременную смертность и улучшить условия жизни
людей.
Укрепление и
охрана здоровья — это комплекс законодательных, социальных и экологических мер,
направленных на устранение или ограничение факторов риска, болезней,
травматизма и смерти на уровне индивида, социальной группы и общества в целом.
Система
проводимых реформ, в отдельных случаях заставляют государственные учреждения
здравоохранения и системы медицинского страхования пересмотреть существующую в
них практику и разработать соответствующие программы, направленные на
удовлетворение нужд населения.
Одновременно
Всемирной организацией здравоохранения были разработаны национальные задачи в
области здравоохранения до 2000 г. За выполнением этих задач осуществлялся
постоянный контроль.
Определение
задач этих программ требует наличия эффективного механизма профессионального
обсуждения с участием квалифицированных специалистов.
В 90-х гг.
был проведен ряд международных конференций по вопросам здравоохранения. Каждая
конференция была посвящена отдельной теме -положению детей в мире (Нью-Йорк,
1990), росту населения и демографическим проблемам (Каир, 1994), бедности в
мире (Стокгольм, 1995), положению женщин в мире (Пекин, 1995).
Первичная
медико-санитарная помощь и ее компоненты.
По
определению ВОЗ, первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) - это подход
общественного здравоохранения, который связывает социальную эпидемиологию и первичное
медицинское обслуживание, и является основанием в определении приоритетов
деятельности здравоохранения.
Первичная
медико-санитарная помощь (ПМСП) является основой медико-профилактического обслуживания
населения и реализуется с помощью научно-практических социально приемлемых методов
и технологий.
Система
первичной медико-санитарной помощи - место первого контакта человека с системой
здравоохранения, наиболее массовая форма обслуживания широких слоев населения и
поэтому должна быть максимально приближена к местам проживания и труда людей.
Система
первичного медицинского обслуживания развивается в соответствии с конкретными
условиями и потребностями каждой страны.
ПМСП нацелена
на специфические нужды местного населения (общины) и включает лечебную, профилактическую
и реабилитационную службы.
Система ПМСП
участвует в координации деятельности других секторов экономики, влияющих на
развитие сельского хозяйства, пищевой промышленности, жилищного строительства,
связи, образования и др.
ПМСП
предполагает активное участие самих граждан в планировании, реализации и оценке
медицинских услуг и распределении ресурсов для первоочередного охвата
мед.помощью наиболее нуждающихся групп населения.
Необходимые
компоненты ПМСП:
1) лечебные и
эпидемиологические навыки и службы;
2) четкое
определение обслуживаемого населения;
3) конкретные
программы для решения специфических местных проблем здоровья;
4) доступность
ПМСП: устранение территориальных, финансовых, социальных и культурных препятствий;
5) интеграция
(координация) лечебных, профилактических и реабилитационных учреждений;
6) широкий
подход к проблеме здоровья, включая факторы поведения, внешней и социальных отношений;
7) мобильность
и доступность мед.помощи;
ПМСП включает
деятельность клинических, профилактических и лечебных мероприятий, поиск
практических решений локальных проблем здравоохранения.
Модель ПМСП
основана на взаимодействии лечебных и эпидемиологических служб, точном определении
специфических проблем, вовлечении населения в решение задач здравоохранения и доступности
медицинской помощи.
Желательно,
чтобы существовала связь между отдельными компонентами предоставляемого «набора
услуг», внимание к более широким проблемам социальной и физической среды, влияющим
на здоровье населения. Поэтому в реализации этой модели важен междисциплинарный
подход в сочетании с системой информирования населения об имеющихся возможностях
и популяризацией предлагаемых услуг.
Первичная
медико-санитарная помощь (ПМСП) является существенным элементом новой концепции
общественного здравоохранения. Наблюдается тенденция к усилению профилактического
направления, основанного на количественной оценке различных аспектов здоровья
населения.
3. Алма-атинская
конференция и программа «Здоровье для всех»
В 60-х гг. в
развитых странах складывались национальные системы медицинского страхования,
ориентированные на повышение доступности дорогостоящих больничных услуг.
Развивающиеся страны, несмотря на скудость бюджетов здравоохранения, пытались
копировать эту модель, тем самым, оголяя и без того малоразвитый сектор первичной
помощи. Эксперты ВОЗ концентрировали свои усилия на важнейших программах,
например, уничтожения оспы и малярии, а также на внедрении расширенных программ
иммунизации. Недостаточность финансирования систем здравоохранения, а также
растущие расходы на стационарное лечение в ущерб другим отраслям здравоохранения
стали предметом особого внимания ВОЗ, поскольку очевидна необходимость изменения
приоритетов с акцентом на профилактику и первичную помощь.
Конференция
1978 г. в Алма-Ате (Казахстан) была созвана Всемирной организацией здравоохранения
и ЮНИСЕФ для того, чтобы сделать более эффективной политику этих организаций,
отражающую глобальные изменения в подходах к решению проблем в области здравоохранения.
Алма-атинская
декларация установила, что здоровье является основным правом человека, и что
государства несут ответственность за обеспечение этого права и за разработку
соответствующих стратегий, необходимых для достижения этой цели.
Конференция
особо подчеркнула право и обязанность людей участвовать в планировании и претворении
в жизнь мероприятий по медицинскому обеспечению населения. Она призвала к научной,
социальной и экономической обоснованности применяемых медицинских технологий.
Для улучшения
состояния здоровья населения была подчеркнута необходимость координации деятельности
между здравоохранением и другими отраслями (межотраслевая кооперация).
ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ АЛМА-АТИНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ
1. Здоровье
определено как неотъемлемое право личности на состояние полного физического,
психического и социального благополучия, а не просто отсутствия болезни и
является основным правом человека.
2.
Правительства несут прямую ответственность за состояние здоровья своих народов.
Граждане имеют право и обязанность участвовать в планировании и реализации своих
прав на получение медицинского обслуживания.
3. Главная
цель глобальной социальной политики - обретение населением планеты такого состояния
здоровья, которое позволило бы каждому вести полноценный образ жизни с
социальной и экономической точки зрения.
4. Первичная
медико-санитарная помощь (ПМСП) является основой медико-профилактического
обслуживания населения и реализуется с помощью научно-практических социально
приемлемых методов и технологий.
5. Система
первичной медико-санитарной помощи - место первого контакта человека с системой
здравоохранения, наиболее массовая форма обслуживания широких слоев населения и
поэтому должна быть максимально приближена к местам проживания и труда людей.
6. Система
первичного медицинского обслуживания развивается в соответствии с конкретными
условиями и потребностями каждой страны.
7. ПМСП нацелена на специфические нужды местного
населения (общины) и включает лечебную, профилактическую и реабилитационную службы.
8. Система ПМСП участвует в координации
деятельности других секторов экономики, влияющих на развитие сельского
хозяйства, пищевой промышленности, жилищного строительства, связи, образования
и др.
9. ПМСП
предполагает активное участие самих граждан в планировании, реализации и оценке
медицинских услуг и распределении ресурсов для первоочередного охвата мед.
помощью наиболее нуждающихся групп населения.
В 1979 г.
Всемирной Ассамблеей здравоохранения разработала программу «Здоровье для всех к
2000 г.» Многие страны приняли как руководство
к действию приоритет первичного обслуживания. Они вложили значительные средства
в эффективное первичное обслуживание, например, в разработку программ рационального
питания, программы иммунизации населения и др.
Показатели
охвата населения основными прививками возросли в среднем с 10 до 75%. Применение
на практике принципов ПМСП, в частности развитие служб здоровья матери и
ребенка, привело к значительному снижению материнской и детской смертности и
улучшению ряда других социально-медицинских показателей, намеченных программой
«Здоровье для всех к 2000 г.».
ещё файлы и статьи |